10 января 20192:20

Переход на одну звезду спереди или одна передняя звезда вместо «тройника» или «двойника»

_dsc_0250

За последние пару лет все больше и больше появляется в моей мастерской велосипедов с ведущей одной звездой.  Очень многие велосипедисты переходят с 2 или 3 ведущих звезд спереди на одну, а назад устанавливают 11 и 12 скоростные кассеты. Так что тема перехода 1 на 11 или 1 на 12 скоростей весьма актуальна.  Лично я переходить на 1 звезду спереди не спешил.

 

Мне хотелось присмотреться к оборудованию, понять какие здесь могут слабые стороны, поломки и  понаблюдать за рынком и его тенденциями. Однако в прошедшем году я сдался и твердо решил снять с велосипедов свою неубиваемую навеску saint и попробовать что-то новое.

Выбор кассеты звезд на 11 скоростей

Сначала я хотел поставить оборудование от фирмы Sram 1 x 12 передач и маленькой звездой на кассете 10т. Однако, подобный переход требует замены задней втулки под СРАМовский барабан xd. То же самое касается и кассет  Sram на 11 скоростей.

 

барабан sram xd

 

Менять же только что купленную не самую дешевую втулку Turner с 4 промами отлично показавшую себя весь прошлый сезон мне не хотелось. Потом появился вариант поставить кассету от тайваньской фирмы Sunrace 11-50, манетку xtr и задний переключатель на 11 скоростей. Однако  зачем мне большая сковорода в виде 50 звёзды, я так и не понял. Весит прилично, а в крутые горки я все равно всегда иду пешком, да и лишние граммы веса мне ни к чему тем более на заднем приводном  колесе. В итоге остановился на варианте  1 x 11. Данное  оборудование порядком упало в цене и стало более доступным.

 

Изучив варианты выбора кассет, я  остановился на варианте 11-40 и 11-42 от тайваньской фирмы  sunrace. Данные кассеты привлекли меня прежде всего удобным для моих равнинных поездок шагом звёзд, сравнительно недорогой ценой а также алюминиевым пауком, который без проблем встаёт на втулки с алюминиевым барабаном.

Кассеты shimano также можно смело рассматривать к покупке, но они несколько тяжелее и имеют другой шаг предназначенный для более пересеченного катания.

 

кассета slx

 

 

Кассеты sram имеют свой стандарт крепления барабан xd, а другие фирмы типа «Гарбарук» я не рассматривал в виду космической цены и никому не нужных кроме гонщиков  понтов.

Шатуны для одной ведущей звезды

Я смотрел здесь множество вариантов шатунов с диаметром вала 24 мм. Среди них были race face, hope, rotor, kcnc, sram, neutrinocomponents и другие. Многие из этих шатунов были у меня в работе и я понимал, что  некоторые из этих систем идут только под свой тип каретки, имеют свой особый стандарт крепления ведущей звёзды, отличный от shimano. К тому же многие из этих шатунов надо покупать по частям, а именно: сами «палки» под педали, ось и паук так что цена выходит запредельная.  Ведущие звезды для них в своем большинстве  изготавливаются из алюминия, что хорошо для облегчения веса, но не для долговечности  использования. Цена оригинальных звезд весьма высокая. В общем при всем богатстве выбора, альтернатив «народным шатунам» от японской фирмы «Shimano» лично для себя я так и не увидел.

 

_dsc00701

 

Сначала была мысль взять топовые xtr, однако платить более 10 000 руб за экономию веса в 80-90 грамм откровенный бред , в итоге я выбрал шатуны xt для титанового байка 27.5 и slx для моего велосипеда cannondale 26″. Разница в весе между шатунами xt и slx  всего 4-5 грамм веса, жесткость и производительность абсолютно одинакова, разный лишь дизайн. Поэтому  учитывая более низкую цену шатунов slx — выбор очевиден.

Выбор передней звёзды narrow wide

«Narrow wide» — звезда  с разной толщиной зубьев. Такие зубья производятся  для лучшего удержания цепи на звезде. Кроме ширины, надо отметить несколько иной профиль и чуть большую высоту.

 

Скажу, что bcd у купленных мной шатунов xt 8000 и slx 7000 равен 96 мм. Bolt Circle Diameter (BCD) — диаметр окружности, проходящей через центры бонок, которыми звезда системы крепится к шатуну.

 

_bolt-circle-diameter

 

Компания Shimano предлагает выбор звёзд на 30, 32 и 34 зуба. Звезда 30 t отлично подойдёт любителям переменной местности и долгих подъемов. 32 звезда — компромиссный универсальный вариант. 34 звезда вариант для поездок по долгим ровным асфальтовым участкам. Звезды выполнены из очень качественной стали и имеют карбоновое основание и весьма гуманную при этом цену. Мой выбор пал на звезду  34t как наиболее подходящую для долгих прогонов по прямым. Профиль шимановских звезд сделан весьма интересно и по уверениям японцев убирает  грязь из цепи наружу.

 

_dsc_0250

 

Для тех, кто не хочет переходить на звёзды с bcd 96 и не желает тратиться на новые шатуны — на рынке есть полно звёзд под 104 bcd. Они бывают на 32, 34, 36 и 38 зубов. Поэтому  я мог оставить свои старые шатуны Shimano xt 770 на титане и slx 675 на Cannondale  и купить для них звёзды с посадочным диаметром 104, но желание ездить на оригинальных шимановских звездах взяло свое, хотя возможно стоило бы и сэкономить.

Выбор манетки на 11 скоростей

Манетки shimano лично для меня были всегда интуитивно более приятными чем SRAM. Поэтому выбор был между xtr/xt/slx. Топовая манетки  xtr всем хороша, однако карбоновый рычаг такой  — это полный провал, потому что при падении ломается на раз. Xt по сути ничем ни хуже xtr также имеет двойной сброс, а цену в 2 разве ниже. Slx ещё дешевле , чем xt но не имеет двойного сброса. Sram у нас не такой же частый гость, как шимано. Скажу лишь только, что самой дешевой манетки nx я бы избегал, а брал бы хотя бы gx и выше.

 

_dsc00705

 

 

Мой выбор xt для титана и slx для кадейла.

Выбор заднего переключателя на 11 скоростей

В настоящее время shimano делает 3 переключателя на 11 скоростей. Xtr  я не рассматривал в виду высокой цены и карбоновой лапки переключателя. Xt и slx работают примерно одинаково оба имеют техологию shadow+. По сути дела — это  фрикционная муфта, которая стоит на поворотном гнезде  заднего переключателя.

 

_dsc00706

 

Основное ее предназначение держать цепь в состоянии постоянного натяжения при езде по пресеченной местности. Данный механизм на мой взгляд является настоящим прорывом в мире задних переключателей. Минус у него только один — переборка и обслуживание (!). Есть деньги берем xt, хотим сэкономить — slx и один другой в работе очень производительны,  а разницу вы навряд ли ощутите.

 

Выбор цепи на 11 скоростей

Брать можно любую цепь, которая устроит вас по цене. Самые живучие цепи делает итальянская фирма Campagnolo. Цепь shimano xtr будет очень неплохим вариантом. Мой же выбор падает на более бюджетные варианты от Sram, Shimano slx или KMC. Тратить цену кассеты на цепь конечно же не хочется, в то же время покупать самую дешевую цепь в линейке — тоже не лучший выбор.

Преимущества перехода на 1 звезду спереди

Отсутствие переднего переключателя, отсутствие передней манетки переключения скоростей, меньше регулируемых узлов на велосипеде, вследствие чего больше надёжность и ниже общий  вес велосипеда. Возможность использования овальных звёзд, более интересный в плане шага переключения диапазон задней кассеты, использование заднего переключателя с технологией shadow+.

Недостатки использования одной передней звезды

Меньшее количество передаточных соотношений,  больший перекос цепи на крайний передачах,  невозможность люто выкручивать по причине отсутствия большой звёзды 42/44/36/38 более быстрый износ  цепи и звёзд кассеты, невозможность одним щелчком манетки понизить передаточное отношение.

На чём можно сэкономить при переходе на 1 звезду спереди.

Поскольку мой ресурс является некоммерческим и пишу я всегда как говорится от души, то считаю важным не обойти тему экономии перехода на 1 звезду спереди. Первое — это оставить старые шатуны.

 

Shimano hone review

 

Диаметр посадочных звезд там скорее всего  будет 104мм. Недорогие звезды под такой посадочный диаметр можно найти на крупных азиатских торговых площадках. Не забудьте только правильно соблюсти линию цепи. Линия цепи — это  расстояние между центром рамы и центром системы. Для 3 звезд спереди  линия цепи проходит по центру средней звезды, для двойника — посередине между звёздами. 

Если ваш задний переключатель имеет длинную лапку и рассчитан на 9 или 10 скоростей, то можно оставить после некоторых несложных манипуляций и его. Со звездной 11-40 работать будет хорошо, если что не так, привозите я настрою. В итоге вам потребуется купить цепь на 11 скоростей, манетку и переднюю звезду.

Хватит ли мне одной звезды спереди и надо ли?

Сказать за других пользователей всегда нелегко, но за себя скажу. Лично я  16 лет отъездил на классической системе переключения 3 на 9. Были разные навески: SRAM X9, Shimano deor / xtr / saint.

Я считаю, что 16 лет — это большой срок и несмотря на то, что мое оборудование 3 на 9 вполне живо и даст фору многим современным компонентам, мне хочется попробовать что-то новое.

 

Проанализировав свои поездки, я понял что малой 22 звездой я пользуюсь крайне редко, большую 44 включаю только на спусках и почти 90% времени кручу на средней 32 звезде. Поэтому для меня выбор 1 на 11 вполне очевиден. К тому же на моем карбоновом шоссере стоит система переключения 2 на 11, и кассета на 11 звезд мне невероятно нравится своим шагом.  С другой стороны, старый добрый 3 на 9 выкидывать я никуда не собираюсь. Еще 8 -10 лет назад оборудование делали на века. А сезон предстоящего года покажет для меня точно, какую навеску поставить на свой велосипеды к начало второго десятилетия века.

 

Искренне Ваш, Владимир Кулигин


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Денисов Роман:

    Спасибо Владимир, очень интересно, всё чётко и по делу. Я тоже давно езжу на 3х9, но анализируя частоту использования звёзд, то мне 2х10 практически то, что доктор прописал.
    Засим просьба: по «двойным» системам есть ли подобные наблюдения?

    1. Владимир Кулигин:

      Кому-то нравится 2 на 10. Но мне кажется что лучше уж 3 на 9 или 2 на 11, чем 10 ку ставить.

  2. Евгений Маслов:

    Спасибо,что делиться опытом. Сам езжу 3 на 10. Давно думаю перейти 1 на 11, но то денег нет, то думаю и 3 звезды нормально.

  3. Алексей Иванов:

    Все мои эксперименты были на 26″. На байке для «погонять» я выбрал двойник 40,28 и кассету 11-34. Мне нравится передача 40/13=3,08. Она достаточно эластична для меня. И в запасе еще есть 11 зубов, что тоже приятно. Поэтому на другом байке, для спокойного туризма и отдыха, с одной ведущей я выбрал спереди 34t. Это такая же передача 34/11=3,09. Сзади десятка 11-36. Для моих условий эксплуатации передача чуть ниже прямой 34/36=0,94 достаточна. Каждый сам решает для себя в соответствии с рельефом местности и физкондициями. Кто ездит на тройнике, поездите на средней звезде 32t и погоняйте кассету, и ответ придет сам. Мне нравилась передача 32/11=2,91 на грунте, но на асфальте для меня маловато. На айфоне есть удобная программа BikeGearCal для рассчета передач.

  4. Кирилл:

    Владимир, спасибо за статью, полезная и по делу. Сам сейчас в раздумьях, переходить или нет. И первая мысль как раз и была: «А как же перекос и износ цепи и звезд» ))Сейчас езжу 3 на 8, и мне хватает, даже не знаю, зачем нужно больше 8-9 звезд сзади. Требуются более точные переключатели а следовательно и дороже, сложнее в настройке для новичков или малоопытных. Хотя задумался о фэте, а там в большинстве случаев 1х8-10

  5. Сергей:

    Из за перекоса ведь будет больший износ?
    Я как свой купил велосипед… Лет 10 назад, уже и не помню. Ездил на самой большой первое время. У меня 3: 22/32/42 на 8: 11-32. Потом уже стал соблюдать режим малая звезда, сзади 1-3, средняя соответсвенно 3-6 и большая 6-8. Использую сейчас спереди в основном среднюю на 32.
    Проскальзывает мысль поставить впереди на 36 и убрать переключатель, но вот этот перекос останавливает. Денег особо нет вкладывать или менять ещё и заднюю кассету или велосипед, хотя и колеса немодные по нынешним временам, на 26. 🙂

  6. Ярослав:

    Добрый день, Владимир. Спасибо за статью. Подскажите, пожалуйста, какие аналоги втулок Shimano SLX HB-M7000 и FH-M7000 можно подобрать от SRAM на промподшипниках? Кассета Shimano SLX CS-M7000 11-42Т 11 скоростей. Спасибо.

  7. Леонид:

    Для туризма 3*9 незаменимы. 1*11 это соревнования, город, понт и прочее.

    1. Владимир Кулигин:

      3 на 9 хорошая навеска, много лет ездил на ней спору нет. Но если сравнивать с 1 на 11, то единичка мне нравится больше.

  8. Fata1ity:

    Здравствуйте.
    Правильно ли я понимаю, что если у меня сейчас стоит двойник спереди, кассета 10ск, переклюк Shimano xtr shadow plus (в спецификации заявлено 10 скоростей), то я могу поставить 1 звезду спереди (NW) и заменить кассету на 11 скоростей при этом оставив переклюк?!

    1. Владимир Кулигин:

      С кассетой 11-10 должен работать, но придется немного помучиться с настройкой.

  9. Здравствуйте Владимир и все 🙂
    Мой велосипед, начал трещать и срывать передачи под нагрузкой, начитавшись решил заменить весь набор Систему/Цепь/Кассету и, если с цепью и кассетой (9ск 11-34) казалось всё, более менее, понятно и доступно, то с системой оказалось всё очень дорого или хреново/ненадёжно/опасно (под мой вес 94кг и рост 187см, каталово 50% пересечёнка, 30% город, 20% село). Сейчас установленнная система НОNE 175мм, как на фото в вашей статье http://bikelifeforms.ru/wp-content/uploads/2015/12/01.jpg — вроде устраивает, но как поменять звёзды на ней?
    выглядит неразборной :(..

    В связи с этим думал перейти на одну звезду впереди, сохранив и преределав НОNE — просто отрезав болгаркой большую звезду до бонок :)))
    и какую максимальную звезду, в кассете, осилит задний переключатель Deore XT (rd-m760)
    Благодарю 🙂

    1. Владимир Кулигин:

      Пилить болгаркой ничего не надо! Там все на гайках. Если находиетсь в Москвоском регионе, привозите велосипед и не ломайте бедный Hone — я все сделаю. Данный переключатель xt тянет до 36 звезды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост