20 марта 201520:09

Максим Компаниец: я катаюсь на велосипеде круглый год

велотурист

Сегодня в гостях у bikelifeforms.ru мой хороший друг и верный товарищ, пожалуй, самый активный велотурист московского региона Максим Компаниец. Максим катается на велосипеде круглогодично и за сезон проезжает порой более 7 000 км. Морозы, метели, гололед Максиму абсолютно нипочем — на велосипеде его можно увидеть абсолютно в любую погоду. Маршруты Максима необычны и очень интересны. Помимо велопоходов Максим также является создателем интернет сайта bike-rep.ru, благодаря которому… многие велосипедисты сами научились ремонтировать своих железных коней.

 

— Максим, привет! Спасибо, что согласился ответить на ряд вопросов. С чего началось твое увлечение походами?
Когда учился на 3 курсе института, попал под «дурное» влияние компании инженеров, операторов, техников и программистов, которые работали на институтском вычислительном центре. Они довольно часто ходили в походы и в один прекрасный момент пригласили меня.

 

— Из года в год ты ходишь в пешие, водные, лыжные походы, но насколько я знаю, примерно в 80-90 % своих выездов на природу ты используешь велосипед. Почему?
Для меня велосипед — это не более чем одно из доступных средств доставки моего тела в интересующую меня точку пространства за осмысленное время. Если в эту точку будет проще (быстрее, дешевле) добраться другим способом, то я буду пользоваться другим способом.
Я использую тот способ передвижения, который лучше всего подходит к данной местности и в данное время года. Например, в приличных горах добраться до любой вершины, перевала, водопада можно только пешком. В Карелии есть масса интересных объектов, до которых логичнее будет добираться на лодке. А есть такие места, куда можно попасть только зимой, на лыжах, потому что они находятся в самом центре огромных болот, и летом становятся недоступными. А если путешествовать по средней полосе, то тут одним из самых толковых способов доставки меня к интересующему месту оказывается велосипед. Он удачно сочетает высокую скорость на хорошей дороге и высокую проходимость на плохой. Чтобы дойти до какого-нибудь урочища, расположенного в 20 км от ЖД станции, пешеходу потребуется как минимум полдня. На машине, или мотоцикле, конечно, побыстрее. Но первый же овраг, разрушенный мост, приличный брод и закрытый ЖД переезд будет представлять непреодолимое препятствие для автомобиля и мотоцикла. А пешком или с велосипедом такие препятствия обычно легко преодолеваются. Так что велосипедист, скорее всего, через пару часов уже окажется в таком месте, куда пешеходу чапать целый день, а на автомобиле в принципе добраться нельзя. А меня в походах как раз такие места (куда на автомобиле добраться нельзя) и интересуют больше всего. Но есть у велосипеда и недостатки. Главный недостаток — велосипеду все-таки нужна хоть какая-то дорожка или тропинка, но как раз с этим в средней полосе обычно проблем нет. А в тех регионах, где с дорожками-тропинками проблемы (горы, тундра, тайга), я на велосипеде и не езжу.

 

— Если посмотреть твои велосипедные треки, то почти 99 % твоих походов начинаются и заканчиваются не ближе 100 км от Москвы. Неужели нельзя найти что-то интересное поближе?
Если вспомнить, что было еще лет десять-пятнадцать назад, то окажется, что мои велосипедные треки проходили значительно ближе к Москве. Жил в районе Рязанского проспекта — катался вокруг Люберец, Балашихи. Иногда, пару раз за сезон, отъезжал на электричке, например до Гжели, и возвращался своим ходом домой. Иногда просто по Егорьевскому шоссе, иногда похитрее, например через Салтыковский лесопарк.
Перебрался в Митино — стал кататься вокруг Красногорска, Нахабино, Одинцово, Химок. Тоже раз или два в году отъезжал на электричке куда-нибудь, типа Холщевиков, и возвращался домой оттуда своим ходом. Были, конечно, и дальние походы, на неделю-другую. Но чтобы ехать, например, до Шаховской на один день — такого не практиковалось. Потому что в этом не было смысла — рядом с домом были вполне приличные леса, дорожки, тропинки, места для купания. Даже клюкву осенью удавалось местами собирать. А в середине «нулевых» начал забираться все дальше и дальше. Этому есть две причины: во- первых, все удобные дорожки поблизости были уже основательно искатаны, изучены, все достопримы многократно посещены и осмотрены. Захотелось чего-то нового, неизведанного. Во-вторых, процесс коттеджного строительства привел к тому, что в ближайшем Подмосковье многие любимые лесные тропинки оказались перегорожены. А кататься по некогда тихим деревенским дорожкам стало небезопасно из-за плотного потока автотранспорта, и неприятно — из-за окружающих дорожку глухих заборов. Раньше я без проблем проезжал через деревню, главная улица которой продолжалась в виде полевой дороги и вела через пастбище к речке. А теперь к речке уже не подойдешь — на поле вырос коттеджный поселок, и на въезде в деревню появились ворота с агрессивно настроенным охранником, который требует пропуск для прохода на территорию населенного пункта. Короче, пришлось осваивать новые районы катания. В 2009, чтобы прокатиться в спокойной обстановке, без автомобильного траффика, заборов и шлагбаумов на дорогах, приходилось отъезжать от города километров уже за 70-80. Сейчас уже и в 150 км от МКАД поля и луга начинают застраиваться и огораживаться. Что будет дальше — не знаю.

 

— Почему ты не жалуешь своим внимание при выборе мест для катания южные регионы России, а тяготеешь к более лесистой местности?
Свою походную карьеру начинал в Крыму. В общем и в целом — понравилось, но возвращаться в те места как-то особого желания не было. Потом пошел на Кавказ. Там совсем не понравилось, откровенно было жалко потерянного времени. Потом пошел в Архангельскую область. Видимо, там в организм попал какой-то вирус, который и привел к заболеванию Севером. Захотелось в те места вернуться. Следующий поход был на Байкальский хребет. После купания в тамошних озерах все Черноморское побережье и Крым с Кавказом (как регионы для туризма,) перестали для меня существовать. Вот так оно и получилось… По лесной местности кататься и правда нравится больше. Но и луговых дорог не чураюсь. Рязанская, Калужская, Тульская области входят в список моих любимых регионов.

 

— Заброску практически во все свои велопоездки ты осуществляешь на своем личном авто. Почему ты перестал пользоваться электричками?
Раньше пользовался электричками, и все было хорошо. Но с некоторых пор этот вид транспорта стал портиться. Во-первых, резко выросли тарифы, и поездка стала стоить каких-то несуразных денег. Во-вторых, резко сократилось количество электричек. В третьих, в электричках чаще стали появляться такие асоциальные элементы, с которыми мне бы встречаться не хотелось. А потом частенько стало получаться, как в той присказке: мы не ищем приключений, они сами нас находят.
После 2009 года меня начали находить приключения, которые совсем не относились к категории приятных. Это когда в вагоне электрички у меня начали вымогать деньги всякие лица «при исполнении». Сначала ко мне прицепились два мутных типа в милицейской форме, и стали требовать штраф за провоз багажа. При том, что у меня был билет и на меня, и на велосипед. «Багажом» внезапно 30-литровый заплечный рюкзачок, с которым ехал в однодневный ПВД. Отдал им 50 рублей, отвязались. Квитанции, конечно, никакой не выписали. В следующей поездке был конфликт с контролерами — кассирша на станции продала мне за полную стоимость безденежный билет (деньги, естественно, положила себе в карман). Потом в электричке у меня, естественно, потребовали документ, подтверждающий право бесплатного проезда. А у меня его, естественно, не оказалось. Уже был готов отдать 30 рублей контролеру, но догадался записать его фамилию, с намерением на обратном пути высказать все, что я по думаю и про контролера, и про кассира, в вышестоящую организацию. Гражданин в форме решил свою фамилию не называть и предпочел переключиться на других пассажиров. Билет, правда, он у меня на всякий случай отобрал. (чтобы я лишнего не сболтнул врагам — ведь на билете было и название станции, и фамилия кассира!) В общем, будем считать, что тогда мне удалось отбрехаться. Но такие ситуации стали повторяться с завидной регулярностью, почти в каждой поездке. В результате чаша терпения переполнилась, я решил, что не для того я езжу в походы, чтобы собачиться с жульем, ворьем и хамьем в ЖД форме, которые рассматривают меня исключительно как средство личного обогащения. Это при том, что всегда брал билет и на себя, и на велосипед, на полную стоимость! Если, конечно, на станции работала билетная касса. В один прекрасный день я попробовал использовать для заброски в велоПВД личный автомобиль, и остался доволен результатом. У такого способа заброски-выброски, конечно, тоже есть недостатки. Но во всяком случае, оказалось, что продавцы полосатых палочек ведут себя на порядок корректнее контролеров в электричках (если, конечно, не нарушать ПДД). Таких вольностей в прочтении правил они себе не позволяют.

 

— Автомобильная заброска предполагает, естественно, круговой маршрут, каковы его плюсы и минусы?
Во-первых, не обязательно маршрут будет кольцевым. Никто не запретит доехать на машине до ЖД станции, проехать какое-то расстояние на электричке, и вернуться обратно уже своим ходом. Во- вторых, можно сделать и радиальный маршрут. Как показывает практика, по одной и той же дороге можно проехать как минимум два раза, совершенно не повторяясь. Туда и обратно.
Плюсы автомобильной заброски:
1. Даже если я еду один, получается дешевле, чем на электричке. Если едем вдвоем, втроем, то получается значительно дешевле, чем на электричке.
2. Необязательно начинать маршрут от ЖД станции. Бывает, до интересного места надо ехать по скучному асфальту, например, 30-40 км. А потом — обратно. Получается 60-80 км — уже вполне себе расстояние для однодневного велопохода. И на самый интересный участок просто не хватает ни сил, ни времени. А тут можно просто подъехать на машине поближе к интересующему меня месту, и дальше катать там себе по лесам в спокойной обстановке, исключив скучные участки.
3. Нет необходимости привязываться к расписанию электричек. Раньше, если едешь куда-то далеко, то почти половину похода свербят мысли: как бы не опоздать на последний поезд, и удастся ли влезть с велосипедом в переполненный дачниками вагон… В результате жертвуешь интересными и неочевидными участками, купанием, сбором ягод… Просто катишься самым простым и очевидным способом. А с машиной уже можно экспериментировать в плане маршрутов, так ты не привязан ко времени.
4. В холодное или сырое время года можно оставить в машине комплект сухой одежды и обуви, не таская его с собой. И приехав к месту финиша, просто переодеться, и поехать домой. Ждать поезда полтора часа на ветру не придется.
5. Комфорт. Печка, кондиционер – все легко включается в любой момент. Хочешь — музыку слушай, хочешь — в тишине езжай. Никто на твой велосипед в переполненном вагоне не ворчит, табачным дымом из тамбура не воняет.
6. Не надо ехать на велосипеде через город. Становятся одинаково доступными все направления. Хочешь — на запад езжай, хочешь — на восток. А так — добраться до иного вокзала — это отдельное и далеко не всегда приятное приключение, занимающее полтора-два часа в виде совершенно неинтересной езды по городу.
Минусы автомобильной заброски:
1. Ограничения на нитку маршрута. Маршрут получается либо кольцевой, либо радиальный, либо с финишем на том же направлении ЖД, с которого начал. Но менее интересными маршруты от этого не становятся. А если планируешь маршрут для себя, то никаких проблем это не представляет.
2. Зависимость от пробок. Это, конечно, самый существенный недостаток. В субботу остроту проблемы можно уменьшить, выехав пораньше. В воскресенье — вернуться попозже. А еще многие пробки можно попробовать объехать. Не всегда, но зачастую это удается.
3. Не получается кататься большими компаниями. В автомобиль влезает не больше 2-3 велосипедов. Ну для меня это ограничение не является недостатком — очень люблю катать в одиночку, или вдвоем- втроем. Напротив, в больших компаниях чувствую себя уже не очень уютно.

 

— У тебя есть отличный сайт, посвященный ремонту велосипедов своими руками bike-rep.ru. Какова была твоя основная мотивация при его создании?
Дело было в 2003 году. По работе пришлось изучить HTML, и решил применить приобретенные навыки на практике, сделав домашний-семейный сайт. Потом решил попробовать создать что-нибудь такое, что интересно не только родственникам. Решил, что сайта, посвященного ремонту/обслуживанию велосипеда, в русскоязычном сегменте интернета пока никто не сделал, и приступил к написанию материала. Вечером шел в гараж, где жило велосипедное стадо, и делал там фотосессию и добавил описания работ. Вот так и получилось то, что получилось.

 

— Планируешь ли ты его развивать, и что нового в скором времени могут увидеть на нем читатели?
Развивать надо, конечно. Появляются новые технологии, новые стандарты. Буду этим заниматься по мере появления сил, желания и времени.

 

— Ты проезжаешь в год более 10 000км. Почти каждую неделю на почту твоих товарищей приходят мини-отчетики о твоих поездках. Почему на крупных велофорумах нет анонсов о предстоящих поездках?
Я не хочу говорить о своих планах на велофорумах. Потому что передо мной не стоит задача утащить с собой в поход максимально возможное количество участников, по возможности противоположного пола. Я с удовольствием катаюсь и в одиночку, и с друзьями. Есть велобанда, члены которой поняли правила игры: я езжу куда-нибудь практически каждую неделю, и присоединиться может любой желающий. Для этого надо просто мне позвонить или написать и высказать пожелания по маршруту. Маршрут я обычно делаю с учетом пожеланий первого, кто выскажет намерение присоединиться. При планировании маршрута стараюсь сделать так, чтобы было интересно и мне, и тому, кто захотел составить компанию. Это удается только в небольших группах.

 

-Что для тебя является главным и основным в твоих поездках на природу?
Я хожу в походы для того, чтобы добраться до какого-нибудь объекта (достопримечательности) на местности. Меня больше интересуют такие достопримечательности природного характера, к которым нормальных дорог не проложено и автобусных экскурсий не водят. Просто так проехать из пункта А в пункт Б по кратчайшему пути, накрутить NN километров, затратить TT часов мне, как правило, неинтересно. Хочется до чего-нибудь такого добраться и на что-нибудь такое эдакое посмотреть. Например, какой-нибудь старообрядческий скит, скрытый в лесу от посторонних глаз. Или чудо-источник. К многим местам толпой ездить не хочется — это еще одна из причин, по которой я очень редко объявляю о своих походах на общедоступных ресурсах. Впрочем, бывают у меня и тренировочные поездки (обычно ранней весной, и как раз на определенное расстояние), и испытательные (поставил новую веложелезяку — надо проверить перед серьезным выездом), и плодово-ягодные (клюквы с брусникой набрать), и купальные (до речки доехать километров двадцать, и поваляться на пляже до вечера).

 

— Каким ты видишь идеального напарника для своих выездов?
Идеального в нашем мире нет. Все мы имеем свои недостатки, особенности. Я вообще считаю себя человеком неконфликтным, и в общении довольно универсальным. На один-два дня могу поехать практически с кем угодно. Потому что велосипедный туризм — это один из самых простых (психологически, конечно) видов туризма. Группа велотуристов, как правило, двигается по дороге, то есть где-то недалеко есть какая-никакая цивилизация: деревни, магазины. Если что не так — срезаем маршрут и возвращаемся к ближайшей ЖД станции. Это сильно упрощает жизнь. Совсем другое дело — туризм по горной, таежной, малонаселенной местности, на три-четыре недели полной автономки. Обычно в таких походах велосипед уже не сильно нужен — дорог, по которым можно ехать, не предполагается. Населенных пунктов с магазинами — всего два. В самом начале и в самом конце маршрута. Рюкзаки у всех тяжеленные. Гарантий, что погода все три недели простоит хорошая — никаких. Тут важно тщательно подбирать состав группы — чтобы в поход шли не несколько попутчиков, познакомившихся через интернет. Тут важно, чтобы это была слаженная команда. Это, в сущности, элемент техники безопасности. В такие походы участники подбираются только по результатам множественных совместных поездок. Впрочем, в дальние походы неподготовленный участник и сам не пойдет – страшно.

— Расскажи немного о своем велосипеде для туризма?

У меня нет технической возможности иметь несколько велосипедов — для туризма один, для города — другой. У меня всего один велосипед, горный, Мерида, с хорошей комплектацией на оборудовании shimano XT и воздушной вилкой. И он меня вполне устраивает.

 

-Каким ты хотел бы видеть свой велосипед в будущем.
Надежным и легким. Мне мой велосипед нравится, я его холю, лелею, регулярно мою, чищу, кормлю маслицем. И он отвечает мне взаимностью, несмотря на то, что ему приходится возить меня по весьма непростым дорожкам.

 

— Какие маршруты ты хотел бы на нем проехать?
Планов — громадье. На зимних каникулах катался через день, а между катанием гадал на картах и рисовал маршруты на будущее. Очень хочется прокатиться вдоль Нерли. Давно ходили по этой речке на байдарках, а пару лет назад открыл для себя этот регион с точки зрения велотуриста. Оказалось, он вызывает привыкание, да не хуже иного наркотика! Я с первого же раза подсел… Теперь приходится дозы (в километрах) постоянно увеличивать. Жду не дождусь, когда снег сойдет и просохнет малость, чтобы туда отправиться.
Манит дальняя Мещера. Обычно велотуристы ездят по стандартным маршрутам (Черусти-Петушки +- пара остановок). Хочется разнообразить серые будни и отыскать что-нибудь новенькое.
Давно подмывает добраться до НАЗ (Никитская Аномальная Зона). Уж больно много чертовщины про этот лесопарк/бесопарк рассказывают. В прошлом году до него доехал, бесовщина проявилась в полном объеме. Надо, короче, туда с ночевкой скатать, и внести в этот вопрос ясность. Есть еще речки Тьма, Тверца, Созь… Надо пробовать.

 

— В двух трех предложениях выскажи свое мнение. почему люди должны кататься на велосипеде?
Да тут никто никому ничего не должен. Любишь кататься — ну так люби и катайся, где хочешь и как хочешь. Я вот на работу на велосипеде езжу — без каких-либо обязательств. Если погода плохая, или самочувствие плохое, или настроения нет — еду на метро.

Интервью составил Владимир Лазыкин

 

 

 

 


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Артем:

    Интересное интервью. Почерпнул для себя многое в плане велосипедных поездок. В следующем походе попробую также воспользоваться для заброски автомобилем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост