13 марта 201815:36

История моих велосипедов: от грубой стали до титанового сплава

dean-titanium

Наверно, у большинства из вас, кто родился в 70-е или 80-е годы, в детстве были «Школьник» или «Орлёнок», а чуть позже – «Салют» или «Кама». А то даже «Украина» или «Аист».

Некоторые умудрялись использовать эту технику для спусков и прыжков, пусть и несложных. Так было и со мной. Но в один прекрасный день кто-то спёр последний из моих односкоростных велов (с корзинкой!), пристёгнутый на лестнице у друга, и через какое-то время я задумался о покупке чего-то поинтереснее.

 

Шел то ли 2004, то ли 2005 год – ни ЭВМ, ни Интернета у меня тогда еще не было. Побродив по спортивным магазинам, я купил свой первый байк «со скоростями» (3х6). Этот типичный представитель «ашанобайков» продержался сезон или два в «парковом» режиме, после чего навеска стала скопом выходить из строя.

 

Летом 2007 года, взяв «напрокат» у друга простенький Nordway и совершив свой первый небольшой вояж по Солнечногорскому району Подмосковья, я понял, что хочу что-то качественное. На сайте одного из московских веломагазинов обнаружилась грамотная статья «как выбрать велосипед», из которой я узнал, что Shimano бывает разное. Деньжат у меня тогда было в обрез, но близился октябрь, и на том же сайте я нашел хорошее предложение – Felt Q600 (2007) всего за 12 тыс. руб.! Правда, оставалась только одна ростовка – 17,5”, но я решил, что длины подседельного штыря мне хватит.

 

Вот кое-что из «стоковой» комплектации:

 

— пружинно-эластомерная вилка RST Gila TnL с блокировкой

— тормоза Avid Single Digit 3, двойные обода WTB

— задний переключатель Shimano Deore, передний – Shimano Alivio

— комборучки (моноблоки) «Dual Control» Shimano Alivio 3×8

— кассета Shimano Acera, шатуны и система передних звёзд Truvativ X-Flow

 

Неплохая, в общем, мне попалась машинка! Еще отмечу реально удобное седло Felt Façade и «злые» OEM-покрышки, которые почему-то не прокалывались 6000 км!

 

2009-04-28

 

А первой поломкой, как ни странно, стал левый моноблок на 3 скорости (кажись, пружина полетела). Заменил я его на Shimano LX ST-M570, а позже, при переходе на 3х9, и правый моноблок был заменён на «золотой» 570-ый. Мне так понравились эти моноблоки, что использую их до сих пор. Левый работает уже 9 лет (не менее 60 тыс. км); за это время его тормозная ручка разболталась, но у меня есть запасной левый моноблок. 🙂 А правый «золотой», увы, пал жертвой наезда легковушки (то мне возместили), и с тех пор оба серебристые.

 

2009-05-28

 

Вторая поломка – задняя втулка. (Мне вообще с ними «везёт»!) Втулка прошла около 5000 км, и заменил я её на Deore.

А потом пришла очередь заднего переклюка, и на барахолке был найден за 1000 рублей древний Shimano XTR RD-M950.

В 2009 после очередного ранения ноги меня достали «стоковые» педали. Заменил их на DMR V8, которые все еще исправно работают на «городском» веле.

 

2010-04-09

 

К концу 2010 года я накрутил в покатушках более 25 тысяч км. С Володей мы уже были знакомы, и я крепко задумался о замене алюминиевой рамы. Меня смущало то, что со временем алюминий накапливает «усталость», и, в теории, рама может внезапно треснуть еще через 10-15 тысяч пробега. И правда – «звенеть» она стала как-то по-другому…

Как бы то ни было, Володя мне посоветовал брать раму из легированной Cr-Mo стали, которая не имеет такого недостатка. Но при этом она тяжелее и ржавеет, если по неосторожности отбить покраску.

 

Выбрана была британская OnOne Inbred как самая недорогая из качественных (что-то около 6500 рублей на то время). И собрали мы с Володей вот такой байк:

 

on-one-inbred

 

— вилка пружинно-масляная SR Suntour XCR. Без блокировки, ибо с блокировкой была дороже аж на 1500 рублей (2500 против 4000), и я пошел на принцип. А вилка оказалась очень хорошая – она отслужила мне 7 лет (около 50 тысяч км) безо всякого ухода!

— тормоза Shimano LX V-Brake (одна пара служит до сих пор)

— прямой руль (мне не понравился, позже заменил на изогнутый)

— короткий вынос руля, так как база рамы (расстояние между осями колес) оказалась довольно большой

— передний переклюк Shimano ХТ (служит до сих пор)

— подседельный штырь с пружиной (использую теперь на «городском» веле)

— цепь SRAM 970 (ходит у меня по 10 тыс. км, поэтому другие и не рассматриваю)

— система RaceFace, кассета Deore

— комборучки и задник XTR перекочевали с Felt-а

 

2011-06-102011-06-11

 

Колёса мне Володя отдал свои бывшие – надёжные и проверенные, с небольшим пробегом. Переднее – на втулке XTR той же древней линейки, что и задний переклюк; заднее – на втулке LX.

А покрышки… это уже неважно, поскольку теперь я признаю лишь Schwalbe Marathon с высшим уровнем защиты от проколов.

 

Красивый, однако, получился велосипед! Особенно на фоне Сходненского «ковша»:

 

2011-07-14

 

Cr-Mo рама – хороший выбор для «дикого» туризма: случись что, заварить её можно «в любом гараже». И трясёт на неровностях меньше, чем алюминий.

 

И кто знает – возможно, так бы я и катал на Cr-Mo, если через год Володе на «Веломании» не попалось бы объявление о продаже рамы DEAN Titanium (made in USA) всего за 9500 руб.! То, что рама была слегка покоцана, на прочность не влияло, и Володя настоятельно рекомендовал мне купить это титановое чудо, что и было сделано аккурат перед нашим совместным крымским походом в мае 2012.

 

А что же изменилось в обвесе?

 

— подседел Thomson Elite USA. Был куплен по распродаже за 2500 р. Служит до сих пор и, надеюсь, прослужит еще лет сто! Для велотуризма очень хорош, особенно в сочетании с удобным седлом, коим для меня стало VeloPlush определенной модели;

— система SLX и каретка стандарта Hollowtech, которая оказалась неоправданной для дальнего туризма. Да, КПД здесь выше, чем у «квадрата», но надёжность ниже. «Квадрат» выходит из строя долго, и, к тому же, ремонтопригоден. А Hollowtech – неразборная (то бишь одноразовая);

— задний переключатель XT Shadow. Слишком нежный: как погнулась лапка, останется загадкой. Позже был заменён на древний «дубовый» LX (под стать моноблокам).

 

А багажник из Cr-Mo стали Tubus Cargo был куплен повторно после той самой истории, когда по байку проехала легковушка. Пострадали правый моноблок и багажник, причем последний буквально спас колёса (а может, и раму) от деформации, приняв её на себя.

 

2014-04-20

 

В 2013 году я поехал в первую свою одиночную многодневку, решив опробовать «европейский» стиль – две сумки по бокам (VauDe) и одна сверху. В результате крепление одной из боковых сумок не вынесло крымской тряски и треснуло. Так что ПИК99 – наше всё. По крайней мере, пока. Пока до кого-нибудь, наконец, не дойдёт «скрестить» ПИК и непромокаемые сумки (т.е. сделать непромокаемые «велоштаны»).

 

2013-05-06

 

А что же про титановую раму? Как и у предыдущей Cr-Mo, великовата база, но я привык. Титановая рама замечательно гасит неровности, не требует покраски (серая, неприметная), по массе сравнима с алюминиевой. Практически не накапливает усталость. Но если вдруг треснет, то потребуется специальное оборудование. Будем надеяться! Всё-таки ходовые качества мне нравятся намного больше, чем у Cr-Mo.

 

2014-05-172015-05-13

 

Ручки руля – «грипсы» (хотя правильнее «грипы») – меняю теперь гораздо реже, переняв у одного «деятеля» вполне разумную вещь – надевать на эти ручки старые ненужные хлопчатые носки! Это обеспечивает более приятный хват, отвод пота (если без перчаток), и – сильно уменьшает износ накладки ручки. Раньше приходилось мыть сами ручки, теперь же проще – полощу только тряпки.

Минус только один – пресловутая эстетика.

 

И еще немного про навеску.

  • Почему же я не использую дисковые тормоза, ведь V-brake уходят в прошлое?

В целом, мне хватает «ви-брэйков». Основные минусы в том, что истираются обода и устают пальцы при долгом торможении на горных спусках. Пока что у меня в запасе лежат новенькие Avid SD7, посему переход на «диски» произойдёт не скоро. 😎

  • Почему не использую контактные педали?

Да, «контакты» дают выигрыш усилий в 10-15%, но я готов пожертвовать этим ради универсальности привычных платформ («топталок»). Во-первых, нет зависимости от дорогой вело-обуви. Во-вторых, даже доля секунды на выстёгивание иной раз может стать критичной. И, наконец, у меня кривые ноги – колени «смотрят» внутрь, причем каждая нога – под своим углом.

 

Возможно, у вас возникнут другие вопросы – задавайте их в комментариях, и статья будет дополнена.

 

Удачи на дорогах! Happy cycling! 😉

 

Дмитрий Ховрин


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Владимир Кулигин:

    Хорошая история! Словно заново пережил все наши с тобою Дим ремонты, апгрейды и так далее.
    — Колесико так твое с древней втулкой xtr еще лежит. Втулка как новая, после стольких лет пробега.
    — Что касается замечаний, то шатуны race face были с полой осью, и обе каретки квадрат и холлойтеч не особо ремонто-пригодны.
    — В походных условиях холлоутеч заменить проще, но квадрат, особенно с коротким валом 111-113 мм ходит дольше, это факт.
    — По тормозам: сам долгое время был приверженцем ободных, но после поездки вдоль Дона с Анечкой, понял, что по холмам кисти рук отваливаются от постоянного торможения и поставил дисковые, после них на вибряки уже не хочется возвращаться, хотя на моем зимнем велике стоят вибряки самые простые и работают вполне себе.

    Еще думаю можно о поломках написать. Особенно тот случай, когда вибрейки тебе обод протерли в Карелии, ну и каретка застучала) А так велики по нынешним меркам бюджетные, но вполне рабочие. Старые рамы, старое оборудование куда лучше современного китайского пластикового г…на. Старые вещи делали на века, а сейчас везде закладывают запланированное устаревание. Дешевые группы шимано и срам не идут в сравнение с тем, что было 10-15 лет назад, а если хочешь качество, то плати деньги. И еще в последнее время заметил, что резко увеличилось число поломанных алюминиевых рам. Так что сталь или титан — несомненно самые лучшие варианты для туризма.

    1. ХоллоуТэк вообще неразборны, ремонт ведь исключен?
      Каретка застучала — ага, в Чувашии, 2015, и потекла. Только замена. Всего-то под ливень попала! Квадрат можно разобрать и подкрутить, мне делали. Квадрат на городском Штэрне живет и межсезонья, и зимы, и пофиг. Так что есть опыт.

      Конечно, обод от вибряков когда-нибудь протирается, это физика. И что ротор поменять проще, чем обод. «Ну и ладно, ну и пусть» — как Серёга Т. говорил. Все на дисках, а я на вибряках буду выделяться. =)
      Добавлю про колёса от Вовы: в 2012 у них пробег был несколько тысяч, протёрлись обода в 2016. Мой пробег на них — тысяч так 25. Т.е. итого тысяч 30.

  2. Дима Красавин:

    Может неправильно понял на счёт штанов, но вот эти например из ПВХ внутри и не промокают http://www.svarga-msk.ru/produktsiya/veloaksessuaryi/veloryukzaki/yuga-45 а снаружи есть чехол специальный.

    1. У европейцев встречаются гидромешки (или как их там), которым не страшен и ливень. Вот, нужен П-образный рюкзак (один объём, 80-90 л) водоотталкивающий, который можно под ливнем оставить.
      А пока да, только чехлы.

  3. Максим Компаниец:

    Так что ПИК99 – наше всё. По крайней мере, пока.

    С этим тезисом согласен на 146%
    Правда «avl» и «турмастерская» делают рюкзачки не хуже.

    Пока до кого-нибудь, наконец, не дойдёт «скрестить» ПИК и непромокаемые сумки (т.е. сделать непромокаемые «велоштаны»).

    А вот с этим утверждением вынужден не согласиться. Имхо, не должен рюкзак быть непромокаемым. От этого его функциональность только ухудшится…

    1. Зачем непромокаемые палатки? советские брезентовые в самый раз. И рюкзак-пузырь.

      1. Аргументы, почему рюкзак НЕ ДОЛЖЕН изготавливаться из непромокаемой ткани.
        1. Вот предположим, что сшил ты себе рюкзак с водозащитой IP66. Например, из ткани «чернуха». Это, в сущности, такой прорезиненный капрон. Поехал ты с таким рюкзаком в поход. Поначалу — все здорово и замечательно.Но… на каждой стоянке рюкзак снимаешь с багажника и кладешь на землю. А там всякие камушки-песочек. Иногда приходится ехать по узким тропинкам и задевать рюкзаком кусты. Иногда приходится облокачивать вело вместе с рюкзаком о всякие заборы и деревья. Да и в процессе езды по не особо ровным дорожкам рюкзак постоянно подпрыгивает на багажнике, трется об велосипед. Потом где-нибудь не удержал равновесие и упал с велосипеда.
        В результате через 1-2 похода оказывается, что никаким IP 66 уже и не пахнет. Ткань где-то протерлась. Попал под дождь — и все внутри рюкзака мокрое.

        2. Шьешь себе новый рюкзак. Из тезы (Это тоже капрон, покрытый слоем ПВХ. Ей автомобильные прицепы покрывают). Ее уже просто так не протрешь, она весьма прочная. Да и водозащита получается на уровне IP68. ВСе здорово и замечательно. Пока собираться в поход не начал. Как взвесишь такой рюкзачок в руке… и уже ехать никуда хочется. Даже пустой рюкзак получается тяжелыми, как сто коров.

        3. Хорошо, шьем непромокаемый рюкзак, применяя особо прочную ткань только в тех местах, где она может протираться. Оптимальное решение с точки зрения массы, цены и прочности. Все здорово и замечательно. До первого ночного дождя. Утром собираешься — а палатка-то мокрая. Сушить ее времени нет. Да и не всегда ее можно высушить (если дождик накрапывает) Обтрясти воду с тента, да ехать надо. Кладешь сырую палатку в рюкзак — и через пару часов все внутри тоже будет влажным.

        Выход простой.
        Все вещи, которым категорически не следует намокать (одежда, спальник, продукты, деньги с документами) упаковываем в гермомешочки. Из легкой, но герметичной ткани. (например, из серебрянки). Гермы в завязанном виде лежат в рюкзаке, ни обо что там особо не трутся. И в таком режиме хватает их надолго (по 5-10 лет работают).

        Все вещи, которым намокание не страшно (палатка, топор с пилой, котелки, ремнабор, посуда консервы) — едут просто в рюкзаке, или упаковываются в обычные капроновые мешки.

        Рюкзак делается из ткани типа кордуры. Она прочная, не особо протирается. Ну, да, влагу держит слабо. А полная влагозащита рюкзаку и не требуется.
        Попал под дождь? На броде или в глубокой луже макнул штанины рюкзака в воду? Едешь по лесу после дождя и постоянно цепляешь рюкзаком по мокрым кустам? Да пофиг! В гермомешки вода все равно не попадет (если их не забыть завязать), и спать в мокром спальнике тебе не придется.

        А теперь про палатку.

        Советские палатки делались из брезента, просто потому что других прочных тканей в те времена и не было. А то, что было — стоило довольно дорого.

        Как ни странно, непромокаемая палатка и правда никому не нужна. Немножко по другой причине.
        Непромокаемым должен быть тент над палаткой. И дно у нее!
        А сама палатка должна быть сделана из легко продуваемой ткани, да и в тенте вентиляция должна быть предусмотрена. Иначе в палатке будет обитать весьма хреново.

        Попытки делать палатки из водонепроницаемой ткани (из той же болоньи) предпринимались еще в советское время, и были признаны неудачными.
        В них было душно, а утром всё содержимое палатки вместе с владельцами оказывалось мокрым. А зимой — так еще и покрытым толстым слоем инея. (Законы физики — человек, лежащий внутри, выделяет влагу, а точку росы для туристов никто не отменял. )

        Вот как-то так…

        1. **Кладешь сырую палатку в рюкзак — и через пару часов все внутри тоже будет влажным
          — ?? для этого гермомешки и есть, сам же и написал. и вытряхнуть тоже можно. не мокро, просто влажно будет.

          **тент над палаткой
          — ну да, масло масляное. Вопрос терминологии. Для меня англ. tent=палатка и всё тут.
          Уточню: непромокаемый _навес_. Например, автобусная остановка м.б. навесом. С вентиляцией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост