24 января 20202:24

Княжегорская железная дорога на велосипеде

Мещера прекрасна.

Осень, особенно в ее солнечные дни — прекрасное время для различного рода велосипедных поездок. Дальние походы уходят в летнее теплое небытие, уступая места суровым осенним трофи и приключениям. Я катаюсь на велосипеде активно с 1999 года. Сначала это была Москва. А после переезда из центра в район Крылатское В 2003 году я стал обкатывать западные рубежи Московской области.

 

В конце нулевых наконец-то был построен ПИКом дом в Тушино, где я живу и по сей день. А следовательно для моих поездок особенно удобен северо-запад Московской области и прилегающие к нему земли.

 

Завидовское земли уже искатаны вдоль и поперек, Лотошинские и Волоколамские уезды можно сравнить уже со второй Родиной. Чисменские холмы разведаны, а река Держа, что течет по границе Московской и Тверской области, посещена не один десяток раз. Сюда же можно отнести и бывшее Микулинское царство, окрестности Старицы и прочие природные и исторические прелести, лежащие к северо-западу от Москвы. Конечно, ездить по одному направлению иногда скучновато, но, живя всего в 4 км от платформы Трикотажная и имея дом-дачу в Манихино, а также кучу друзей от Нахабино до самого Лесодолгоруково, такой выбор легко объясним.

 

И вот в один из солнечных осенних дней мы с Ириной, которая еще не закрыла дачный сезон в Лесодолгоруково, решаемся отправиться на границу Московской и Смоленской областей и прокатиться по насыпи разобранной лесовозной узкоколейной железной дороги, которая брала свое начало в селе Княжьи Горы и тянулась до деревни Малинки.

В нескольких километрах к югу от УЖД местами сохранились следы планируемой в годы ВОВ широкой колеи Волоколамск-Витебск, но это уже другая история…

 

На оранжевом ресурсе я с огромным интересом читал отчеты Вадима Волкова о тех замечательных местах. Вадим один из немногих велосипедистов старой Гвардии, кто до сих пор в строю и чьи рассказы о поездках особенно интересны и увлекательны.

 

Многие годы все мои 7 мечтаний — это Княжегорская Узкоколейная железная дорога. Пока разминаемся перед абсолютом идеальной линии в смоленских лесах. До начала насыпи бывшей дороги нам с Ирой ещё 16 верст.

 

 

Асфальт шел где-то в стороне, а пруд еще не встал льдом.

 

 

После перелесков, умятой травы и лесов вокруг выезжаем на поле. Впереди деревня Кунилово.

 

 

Волочаново стоит на высоте.

 

 

Schlacht um moskau. В октябре на эту дорогу вступила немецкая мотопехота.

 

 

Поля смерти. Захватив Ржев, немцы устремились в сторону Волоколамска.

 

 

Мелкие урочища и небольшие деревушки, затерянные в глухих лесах, фашисты обходили зачастую стороной. Но что оказалось неподвластно Гитлеру, оказалось подвластно другим людям, разрушивших великую страну вначале 90-х.

 

 

Малинки обошли по полю.

 

 

И вот первые метры железно-дорожной насыпи. В небольшой минус, когда почва стянута серым льдом дорога особенно прекрасна, но в конце октября было еще тепло.

 

 

Грунтовые просёлочные дороги — не только средства связей пункта А и Б, но и средства энергетической связи.

 

 

Остатки былого деревянного моста через болото.

 

 

Иногда зазеваешься, смотришь сквозь осенний лес, а еловая ветка треснет тебя по твоему очарованному красотой леса лицу.

 

 

Место для привала на ужд тоже имеется, но нам дальше.

 

 

Иногда дорога имеет коварное свойство. Под водой колея некоторое время  держит, а потом начинает уходить из-под колес.

 

 

Дорога до Канала Яуза-Руза идет по твердой земле. Сначала она обходит болота по краю елового леса и потом  она постепенно забирается несколько выше.

 

 

К дороге подходят леса и болота. Немцы такие места всегда обходили стороной. На болота, топи и мхи они поглядывали с опаской. Без танков и пушек немцы не воевали. Немецкая пехота побаивалась топких с болотной хлябью мест. Они избегали гниющих завалов леса. Бездорожье для них считалось непроходимой местностью. За время войны их солдаты не разу не сунули нос в эти места.

 

 

Одного взгляда на карту достаточно, чтобы понять, что на север и запад от края дороги простираются обширные заболоченные земли и непроходимые леса. Даже зимой огромные пространства болот, покрытые мхами и снегом, не замерзали. Здесь мог пройти только русский солдат.

 

 

Но нам современным жителям мегаполиса, рабам в лапах мирового капитализма подвиги великого русского солдата не по плечу. Мы едем на современной американской технике по насыпной дороге с ветерком.

 

 

Нам не нужна виза за бугор. Унизительная для нормального человека процедура сдачи отпечатков пальцев нам не к чему. Слепок почвы, знак того,что мы были здесь. Скоро ударит мороз и быть может наши следы доживут до весеннего пения первых скворцов, под сантиметрами толщи снега.

 

 

В летний зной вдоль дороги отличные места для купания.

 

 

Добрались до штаба дивизии, что в деревне Баранцево.

 

 

Здесь можно зимовать, печка есть, но дневное солнце греет ни чуть не хуже!

 

 

 

Закрой дверь за начальником штаба.

 

 

Что Бог послал. Спасибо Ирине за вкуснейший перекус.

 

 

После обеда дорога  стала петлять по сосновому лесу, почва под ногами была твердая, в лесу было безветренно. Мы почувствовали, что скоро начнется большак.

 

 

Последнее золото русских берез, как последний запас богатств некогда великой Державы.

 

 

На Яузоском водохранилище оказалось слишком ветрено.

 

 

Пути человека неисповедимы. Они идут непонятными замкнутыми кругами. Несколько раз мне пришлось побывать на Яузе и Вазузе.

 

 

Недалеко от Аржаников есть небольшой памятник героям и мы склоняем пред ними наши головы и молчим.

 

 

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…

 

 

Сыны отчизны.

 

 

А далее надо начинать замыкать наш круг. Катим в сторону запретки.

 

 

Охранник требует пропуск, но его у нас нет. Достаточно просто улыбки и мы выкатываемся на пустой асфальт в последних теплых лучах октябрьского солнца.

 

 

Мне повезло с Ирой, на асфальте она валила более 25 км/ч, и сомнения, что мы можем не успеть на последний поезд из Шаховской развеялись.

 

 

Линия Гитлера – зимой 1942 года так называли немцы цепочку старинных русских деревень, спрятанных  в вековых лесах дальнего Подмосковья, Смоленщины и Тверской губернии. Здесь захлебнулось наступление 20 Армии, гнавшей немцев от Москвы. Больше восьми месяцев продолжались тяжелые позиционные бои. На безымянной высоте вблизи деревни Спас-вилки.

 

 

Вид от мемориала завораживает.

 

 

Далее фотографировать стало совсем темно, но золото осени объектив взял.

 

 

В магазине я купил воды, проводил осенне солнце и спустя 5 минут нагнал Ирину. Последние 25 км мы ехали в кромешной тьме.

 

 

Ленинградское время 20-50 минут. Свет вагона электрички и путь домой.

 

 

Контролеров в отличие от утра уже не было. Ира вышла в Лесодолгоруково, а я еще долго ехал дальше в Москву, вспоминая этот странный и прекрасный осенний день и ровно сто верст замкнутого круга.

Впереди нас ждало еще традиционное ноябрьское Чисменское трофи. Но это уже другая история. Спасибо Вадиму и Жанне за прекрасную идею для поездки. Мало вас, любящих историю и краеведение, но земля слухом полнится — потянутся к вам.

 

Искренне Ваш, Владимир Кулигин.

 


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Евгений:

    Вообще там пешком очень интересно. Много сооружений осталось. На великах не проедешь. Места дикие, заболоченные, но раньше строили на века насыпь жива. Зимой никто не хочет туда пешком рвануть?

  2. Скоров Александр:

    Спасибо за рассказ. Вернулся в 90-е и начало 2000-х.Потом перестал туда ездить, слишком длинная заброска по асфальту. Места, конечно, былинные. Походы туда вспоминаю с особой ностальгией.

  3. Александр:

    Правильно КняжеГОРская УЖД. Места интересные. Остатки каменных мостов, попадаются костыли и даже рельсы, которые не смогли утащить.
    А вот Волоколамск-Витебск -разве это не попытка построить полноразмерную колею ж/д?

    1. Да, тоже увидел, сейчас подправлю володин текст.
      Волоколамск-Витебск — широкая колея (планировалась), но там мало что осталось даже от насыпи, да и вдхр-ще на пути теперь.

  4. Ирина:

    Поездка в удовольствие! Насладилась уходящим осенним очарованием, новым местом и безлюдьем. Кроме охранника запретки, да водителя грузовика, который предложил меня подвести, пока Володя останавливался за водой, ни единой души вокруг.
    Мир видится бескрайним, еда вкуснее, мозги встаю на место.
    В отличие от запаса сил, немного не хватило светлого времени суток
    Но у Володи всегда всё под контролем. Когда стемнело, не дал моей легкой панике… дороги не вижу, а страшней того – меня не видят на этой дороге, на элку не успеем… ни шанса
    Спасибо! Всегда интересно, познавательно, неожиданно удачно и неповторимо

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост