12 июля 201920:24

Велопоход от Ефремова до Коломны или собирая речки и водоемы Тульской области

%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%bd%d1%8f

После нетипично жаркого июня, начало июля наконец-то порадовало хорошим контрастом. Прошли дожди, температура опустилась до комфортных значений. Погода была весьма нестабильной, но несмотря на это мы с Анечкой решились проехаться не велосипедах от Ефремова до Коломны. Сборы и решение ехать были весьма спонтанны, но  кто рано встает, тому Бог подает. Воистину золотые слова.

 

Лето и велосезон в целом можно считать очень короткими. Вроде только наступил май, как уже в окне серость и прилипший желтый листочек. Многое хочется успеть сделать, много где побывать. Вот и приходится вставать рано, много работать, порой без выходных, для того чтобы выкроить время для велосипедных поездок. Однако, вместо того, чтобы кататься на велосипеде довольно много велосипедистов сидит на форумах или в социальных сетях, обсуждая грандиозные планы походов и прочие подробности до самой поздней ночи. А ведь в давние  времена рабочий день начинался с рассветом и длился в течение светового дня. Чем раньше человек просыпается и начинает трудиться,  тем больше успевает  сделать за сутки. По своему опыту скажу, что если раньше встанешь, то на базаре успеешь прикупить всё самое свежее и качественное, и тем легче пойдет работа в деревне — не по солнцепёку. Рыба клюёт лучше на заре. И прочие премудрости. Также и с походами. Успеешь сделать много дел — нашел время для поездки. Те же, кто не желает вставать на рассвете, упускают все эти радости жизни. Другие гонятся за богатством и благополучием, а кто-то просиживает штаны в конторе от зари до зари. Жизнь, сука, вещь короткая и проходит быстро. Надо делать дела, а потом и гулять смело!

 

В субботу мы купили билеты до Ефремова, а в воскресенье вечером загрузились  на Трикотажной в прямую электричку до Курского вокзала, где спокойно сели в ночной поезд до пункта назначения. Ефремов нас встретил прекрасным солнечным утром.

 

 

Архитектура города очень радует.

 

 

Мы собрали велосипеды и сразу отправились на рынок.

 

 

Малина из сада никогда не сравниться с покупной из магазина. Впрочем, забегая вперед, скажу что малины мы еще по пути наелись вдоволь.

 

 

Взяли также малосольных огурцов, моркови и много зелени. Далее  отправились в Магнит и  в центральный парк, где позавтракали кофе с различными бутербродами и салатами из «Русского аппетита».  Когда все дела были сделаны отправились в сторону Красивой Мечи. Сперва немного асфальта и вот мы оказались на грунтовых дорогах.

 

 

Далее нас ждал небольшой брод через речку Вытемка, где я не один раз спасался от жары и гонялся за местным бобром.

 

 

Затем мы поехали прямо берегом Красивой Мечи. Дорога кое-где заросла, но ехали  мы вполне уверенно.

 

 

Был понедельник, поэтому ее берега оказались абсолютно пустынны.

 

 

Вскоре добрались до разрушенной церкви Михаила Архангела, что в начале урочища Маслово у деревни Кочергинка. Построена она в месте, где некогда был брод, через который Татаро-монгольские полчища удирали с Куликова Поля.

 

 

В годы революции и раскулачивания церковь пытались взорвать, но, говорят, некий черный монах не позволил довести дело до конца. Якобы он и сейчас появляется в окрестностях и показывается туристам, ночующим неподалеку. Верить или нет решайте сами, а мы поехали дальше вниз по течению реки.

 

 

А через пару километров оказались на мегалитах возле села Ведьмино, которое при  новой России переименовали в Красногорье.

 

 

Рассказывают, что причина была в том, что очень уж не хотели молодые люди брать в жены девушек из деревни с таким вот не самым православным названием.

 

 

На камнях, по шум березовых листьев развели горелку, сварили супчик, хорошо отдохнули и пообедали.

 

 

Далее наш путь лежал не как обычно на Конь-камень и село Шилово, а на север в сторону истока реки Птань, очень живописного притока Красивой мечи. Проехали пруд, где живет домашняя птица.

 

 

Немного асфальта, а далее до самого вечера мы ехали исключительно пустынными грунтовками и разбитым асфальтом.

 

 

Такой простор и дорога как стрела!

 

 

Анечка вваливает на грунтовках, что не догнать девчушку!

 

 

А вокруг благодать, от чего на душе неимоверный душевный покой. Такой покой доступен только, если ездить одному или совсем небольшой компанией.

 

 

В одном месте нас ждало нереально большое количество полевой земляники. Паслись чуть менее часа, и когда ягода уже не лезла в рот, продолжили наш путь далее на север.

 

 

Грунтовки были быстрыми, а боковой ветер к вечеру стих. Катилось очень легко, красивое зарево на западе освещало пустынные поля вокруг.

 

 

Искупались в Птани.

 

Доехали до участка разобранной железной дороги Волово — Куликово поле. Здесь  разобраны все рельсы, мосты, переезды и даже подушку из гравия убрали,  а ведь  дорога помнит Бунина, Толстого, Есенина, Ильина и некоторых других русских классиков. Окружающая местность в основном открытая, но вдоль бывшей ж/д линии везде идет полоса защитных лесонасаждений, что придает ей некоторый уют. 

 От бывшей дороги свернули в поле.

По укатанной техникой колее ловко преодолели около километра до прекрасной берёзовой рощи, свободной от подъезда всякого транспорта, на опушке которой и остановились ночевать.

После короткой ночи в поезде и почти 80 км пробега по грунтовкам мы быстро заснули под шум березовых ветвей. Спалось превосходно, и утро встретило нас немного пасмурной погодой и сильным западным ветром.

 

 

 

Собрав вещи, мы немного прогулялись по островку берёзового леса в поисках грибов и ягод. Грибов пока нет, я земляники очень много.

 

 

 После чего неспешно поехали через поле в сторону грунтовой дороги.

 

 

Через несколько километров дорога вывела нас на совершенно новый пустынный асфальт, по которому мы приехали на Куликово Поле. Нынешний мемориальный участок действительно идеально подходит для этого славного события из истории Государства Российского. 

 

 

Осмотрели памятники истории, приобщились к великой победе русского народа, впрочем впечатлившись лишь красотой здешних мест, а не людскому рукоделию,  и двинулись далее на Эпифань.

Более мерзкой дороги, чем от Красного Холма до Куликова поля сложно себе представить. Трафик вроде бы небольшой, но машины несутся с дикой скоростью.  Стрёмно и неуютно. Никому не советую так ехать. Надо было делать петлю и ехать в объезд по грунтовкам, как нарисовал нам Дима, но, увы, навигация показала нам другую дорогу.

Эпифань ничем особенным не запомнилась: унылая дыра, с большим спиртовым заводом на окраине и мелкий Дон, в котором мы искупались еще возле Куликова Поля. Впрочем, мы заранее набрали воды на ночёвку,  закупились продуктами и поехали пересекать  Дон, после чего сразу ушли на пустую разбитую дорогу, вдоль которой росло море земляники. Вроде бы надо ехать вперёд, а ягода так и манит съесть ее совершенно всю.

По этой дороге, под красивейшим вечерним небом мы достигли района затопленных угольных карьеров. В наши дни от огромного промышленного региона, включавшего в себя десятки шахт и сопутствующих предприятий, сотни километров железнодорожных путей и несколько огромных транспортных предприятий сохранился один карьер, пять экскаваторов, автобаза, единственный тепловоз и 150 метров железной дороги.

 

 

Очень уж хотелось объехать все затопленные карьеры, но время поджимало и мы отправились в их самую восточную часть.

Проехав деревню Люторичи, с праздно шатающимися представителями местной интеллигенцией, мы поспешили поскорее съехать с асфальта и оказались на въезде в целый карьерный аквапарк.

На въезде нас приветствовал большой угольный отвал, вокруг которого  все было завалено мусором. Куча пакетов, бутылок из под водки и пива. Что ж, русские люди умеют засрать все вокруг себя. К сожалению, в былые годы я не раз был свидетелем того, как некоторые велотуристические группы жгут костер, не снимая дерн, не вывозят за собой мусор, и выбрасывают прямо на ходу пакеты и дырявые камеры. Благо сами карьеры оказались несколько почище.

 

 

А вот вид на сам отвал.

 

 

Мостик, с помощью которого мы помылись, искупались, нанырялись и наплавались.

 

 

В летнее время  затопленные шахты  бывшего Мосбасса могут стать отличным местом для тренировок по плаванию. Пару лет назад я приобщился к этому виду спорта и за месяц наплываю более 30 км. Прогресс с моим отличным тренером на лицо, и километр я уже спокойно стал выплывать из 20 минут, хотя первое время в с трудом осиливал лишь пару километров за тренировку. С помощью плавания удалось  восстановить и поврежденное колено. Так что приглашающих всех желающих в бассейн на Красной Пресне в Москве. Готов многое показать, рассказать и поделиться опытом, расписать программы тренировок и научить азам спортивного плавания.

Искупавшись, и немного изучив по окрестности, мы выбрали для ночевки тихое место в березовой роще вдали от посторонних глаз  местной гопшвали, которой судя по количеству стоянок, кострищ и пустых бутылок  тут пруд пруди.

Ночь прошла спокойно, и утро встретило нас приятным теплым солнышком.

 

 

 

Быстро собрали вещи и поехали снова на пруды через сосновый лесок.

 

 

Был будний день. На карьерах никого не было, хотя несложно  представить, какая вакханалия здесь творится в выходной день в жаркую погоду. Но у нас было плюс 24, в то время как в Москве + 19 и проливные дожди. Накупались на пару дней вперед точно!

 

 

Берега карьеров поросли березами. На самом дальнем карьере мусора почти нет.

 

 

 

После водных процедур катим в город Кимовск. Город расположен на водоразделе Дона и Волги  в 77 км от Тулы. В Кимовске есть стадион.

 

 

Все билеты проданы, ожидается тульское дерби!

 

 

Архитектура понятна и умна.

 

 

 

Только отделка у всех домов немного разная.

 

 

Обедаем в местном кафе-ресторане, закупаемся пирожками и летим почти по ветру до села Гремячее. Там словно была война.

 

 

 

Война войной, а обед по расписанию, слизываем все ягоды с дерева вишни.

 

 

Далее устремляемся на старый тракт. Анечку трясет, в мои бескамерные 2.8 спереди поглощают каждый сантиметр неровностей дороги. Наверное, со временем замутим ей какую-нибудь стальную раму Salsa или Surly или на худой конец карбон 27.5+ .

 

 

От села Гремячее 2 км по трассе и мы берем курс на берега реки Проня. Всем советую побывать на этой речке — удивительная красоты раскинулись вдоль ее берегов.

 

 

 

 

Родник в селе Осаново величав! Местные рядом с ним жарят шашлыки и моют машины. Русь святая, храни веру православную и воду святую!

 

 

 

Хотел было я сделать замечание, но не стал конфликтовать. Впрочем, чему могут научить людей нынешние телевизионные передачи, все эти тупости, мерзости, глупости. Современный интернет тоже не так далеко ушел от телевидения, особенно крупные форумы и социальные сети. Отсюда и мелеет душой народ. Сельские библиотеки имеют жалкий вид, зато над каждым окном висит тарелка спутникового тв.

Проехав село Осаново, мы снова оказываемся на оперативном просторе. Лесостепь здесь предстает нам во всей красе. Дороги накатисты  и дышится вольной грудью легко и непринужденно.

 

 

 

По этим дорогам можно ехать бесконечно долго и в результате приехать в большой малинник, где до  самого заката с наслаждением поглощать эти ягоды.

 

 

И смотреть на облака в вечернем рязанском небе.

 

 

Затем катить на запад и судорожно в сумерках искать место ночевки.

 

 

И на перекрестке семи дорог, остановится и замереть от увиденного. Много я ездил за последние 20 лет, но такого красивого заката еще не видел. На горизонте в лучах заката происходила гроза!

 

 

 

Стоять на отрытой местности и спалиться путем использования двух яркий фонарей фирмы Zebra, нам не хотелось, поэтому мы немного вернулись назад и поставили палатку в молодых березках прямо  на земляничной поляне.  Будучи любителем классики мирового кинематографа, я сразу вспомнил один из своих любимых фильмов шведского классика Ингмара Бергана «Земляничная Поляна». А если добавить эпизод  Тарковского в «Жертвоприношении»  с “проявлением злости” к деревцу, то место стоянки было выбрано очень удачно.

На ночь на всякий случай мы натянули тент, но дождя так  не было. Утром снова до отвала лакомились земляникой. На этом месте были разные сорта — полевая и лесная.

 

 

 

Это был четвертый день нашего пути и стало ясно, что план доехать до Коломны мы в любом случае выполним, поэтому мы зависли на месте почти до обеда и снова поехали берегами Прони. Дорога причудливо петляла в полях.

 

 

Полным ходом идет реставрация храмов.

 

 

Небо с молоком нависало над нами.

 

 

Где-то внизу течет речка.

 

 

Спуск к ней очевиден.

 

 

Дороги в сторону Серебряных Прудов всегда идут вдоль лесополос.

 

 

 

Большие поселки нам ни к чему, поэтому мы едим только грунтовками, старательно избегая асфальтовых дорог. За 5 дней каждый турист проедет асфальтами и грейдерами более 500км. А нас манят лишь такие дороги:

 

 

Накрутив по лесам, полям и лугам более 70 км за неполный день, находим мы свое пристанище возле села Поливаново, на самом юге Московской области.

 

 

На спутниковом снимке я заметил посадки, куда по сути нет накатанных автомашинами дорог, туда мы и доехали на своих 2+2 колесах. Место оказалось очень тихим и уютным, несмотря на относительную близость деревни  Поливаново (1,5 км через поле пшеницы). Жаль, только что мы спугнули лисицу с ее малышами. Она  долго и недовольно тявкала в нашу сторону, но вскоре умолкла, а вечер выдался очень чудесным.

 

 

 

А утро солнечным и приветливым.

 

 

Ближе к 9 часам утра задул сильный западный ветер.

 

 

Сборы закончены — и вот оно прощальное фото нашего «дома». Возвращаясь из таких мест, я, даже в нашем загородном доме, чувствую себя словно попугай в скворечнике, а о московской квартире вообще говорить нечего. Мир прост и удивителен — соблюдай его законы и и живи в нем. Ночуй где хочешь, уважай и люби природу, родных и близких, работай над собой, не эксплуатируй других, трудись во благо семьи и тех, кто дорог, катайся на велосипеде.

 

 

А мы взяли курс на Осетр. Середина лета, а сено уже запасено.

 

 

Но злаковые поля еще не убраны.

 

 

Людей в будние дни немного, дома пустуют.

 

 

Указатели дорог стоят прямо в поле, редко такое где увидишь.

 

 

А вот и поле гороха попалось!

 

 

Набрали целый пакет! Молодой горошек сладковат на вкус. Кому надо я дам координаты.

 

 

А далее вдоль берегов Осетра по самой настоящей лесостепи!

 

 

Затяжные подъемы.

 

 

Сменяют стремительные спуски.

 

 

Ночь близка.

 

 

Поля играют разными красками, какой цвет выберешь ты?

 

 

Максим Компаниец нам так и не ответил в ватс ап, а Осетр не успел остудить свои воды  и нас ждало вечернее купание.

 

 

Была пятница, на реке гуляла шумная компания. Мат-перемат, шум-гам, но нам все равно. Мы набрав воды в роднике  встаем в нашем родном и проверенным уже целым десятилетием месте под названием «26 берез возле родника». Готовим ужин, растягиваем тент — ведь утром нас ждет дождь.  И он действительно зарядил с 4 до 9 утра.

 

 

Но ближе к 11 уже выглянуло солнышко.

 

 

Прощаемся с лагерем и едем в сторону Зарайска и Коломны.

 

 

 

В старинном русском городе Коломна нас ждут прелести западного мира. Гадость, конечно, но после 370 км, из которых лишь 140 были асфальтовыми, хочется подобного.

 

 

Старый город как всегда на высоте. Отведали разных видов пастилы и отлично провели время.

 

 

 

 

 

Насладившись рукотворными памятниками природы, отправились на платформу 113км, откуда отбыли в родную и любимую Москву. Позади нас осталось 375 км пути,а нитка Маршрута была следующей.

 

Ефремов — Голубочки — Красногорье — Маслово — Сергиевское — Кукуевка — Кресты -Куликово Поле —  — Епифань — Люторичи — Карьеры — Кимовск — Гремячее — Осаново — Плоское — Каморино —

Трепольский — Верхняя Пурловка — Таракановка — Поливаново — Окуньково — Железницы — Авдеево — Зарайск — Коломна.

 

Спасибо огромное Анечке за заботу, стойкость и выдержку! Небесной канцелярии за отличную нежаркую и очень комфортную для такого рода поездок погоду. Речкам Дон, Красивая Меча, Проня, Осетр, Птань за их чистые воды и купание. Спасибо природе за лакомства, это была лучшая гастрономическая поездка за многие годы. Диме Ховрину за помощь в навигации, а нашим велосипедам на надежность и неприхотливость.

 

 

Катайтесь на велосипеде, друзья, искренне ваш Владимир Кулигин!


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Евгений:

    Очень крутая поездка! Действительно надо бы меньше жевать сопли в интернете и больше гонять на байке. Столько всего удивительного и красивого вокруг!

    1. Владимир Кулигин:

      Спасибо Женя! Мы это уже обсуждали, почему я не делаю анонсов, слишком уж много времени уходит на пустую переписку.

  2. Сергей Алексеев:

    «Не видать добычи лежачему волку, а победы проспавшему»)))
    Спасибо за отчет — с огромным удовольствием прочитал)

  3. Дима Красавчик:

    Да, виды завораживают

    1. Владимир Кулигин:

      Поедем скоро на реку Сосна, будет не хуже!

  4. rapan:

    Очень хороший план поездки, надо так обязательно прокатиться. Давно слежу за автором и его поездками. Впечатляет разнообразие маршрутов и новых мест. А то время как все катают по сути одно и то же, то Дима с Володей открывают новые маршруты, удивительные места и возможности для поездок. С радостью готов как-нибудь присоединиться. А куда делся Максим Компаниец?

    1. Владимир Кулигин:

      Рапан, ты тоже хорошо гоняешь, слежу за твоими треками. Особенно приятно именно от тебя услышать слова признания. К сожалению, в последние годы мало кто чего стоящего придумывает. Смотрю многие треки, маршруты — много асфальтов, грейдеров, а грунтовые прогоны — одни сплошные баяны. Поэтому приходиться менять графики, ездить больше и дальше. Скажем, банальные ПВД, мне уже совсем неинтересны. 19.07 мы стартуем большой компанией в сторону реки Сосна на 3-7 дней, присоединяйся! Максим некуда не делся, катается каждые выходные. У него есть новая боевая подруга, потэтому как-то редко получается состыковаться, да и график у нас разный по делам и работе. В августе он первые раз за многие годы собрался ехать с группой Вали Гвоздева.

  5. Андрей:

    Фотографии очень сладкие. Сам смотрю давно в сторону этих краев. В лесах дороги не просыхают, комары, слепни, сырость. Недавно ездили от Твери по маршруту Каравана — все прокляли. В Мещере хорошо только осенью кататься.

    1. Владимир Кулигин:

      Ну каждому свое. Леса действительно хороши осенью, согласен.

  6. Valentin Gvozdev:

    Владимир, думаю, что в том, что «много асфальтов, грейдеров, а грунтовые прогоны — одни сплошные баяны» виновато (это слово можно смело брать в кавычки) в значительной степени то, что большинство не хочет и даже в какой-то степени боится НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. Думаю, все, кто хоть сколько-либо серьезно ездил на велосипеде, прекрасно знакомо неприятное ощущение, когда дорога внезапно заканчивается или становится непроезжей, велосипед из транспорта превращается в обузу, а ближайшая цель, до которой казалось бы, полчаса ходу, резко становится почти недостижимой.
    Конечно, сейчас в эпоху высокодетальных снимков и прочих прелестей многое можно рассмотреть заранее, и сильно уменьшить градус неопределенности и связанные с ним волнения (которые далеко не способствуют спокойствию), но увы, далеко не все. И первый же дождик легко спустит все «грунтовые» планы в… (ну в общем все поняли, куда именно).
    Ваши поездки прекрасны, но все-таки надо отдавать себе отчет в том, что подобное — есть результат немалого везения. Которое по определению нельзя гарантировать, особенно когда речь идет о многодневном походе, планируемом заранее. Вот и приходится выбирать практически всепогодные и относительно тривиальные пути, чтобы потом на маршруте не сражаться с последствиями собственной неразумности.

    1. Владимир Кулигин:

      Везет тому, кто везет, — так говорят в спорте. В этой поездке очень повезло с погодой! В целом, каждом походе есть доля везения или наоборот. Например не так давно мы долго ехали вдоль реки Лобь — дороги все заросли! А ведь такой был прекрасный маршрут. Было жарко, слепни летали. Невезение? Нет, скорее испытание, хотя не из приятных. Да и не сложно заметить, что вы катаетесь ближе к северу и востоку, там зона лесная, и в случае неочевидности, проехать там очень непросто, а мы ездим к югу, где всегда присутствует рельеф, но нет завалов, сырости и насекомых и если дрога закончилась, то это не так критично — можно пройти километр другой по полю. Я вот немного авантюрист в плане поездок. Меня всегда манит новое и неизведанное. Своими отчетами, фотографиями и словом хочется мотивировать людей ездить неизведанными дорогами и маршрутами, быть ближе к природе, по-другому осознать и почувствовать себя. Впрочем, у каждого человека свой ритм жизни, свой велосипед дорожный или наоборот, свои предпочтения и пожелания. Я довольно спокойно отношусь к природным препятствиям в виде пешки, непогоды и грязи, даже считаю их некой изюминкой, хотя все же стараюсь избегать подобного. На западе есть такое понятие «adventure by bike» дословно приключение на велосипеде. Каждая поездка — это и есть необычайное приключения для меня и оно как правило начинается, там, где мало кто ездил и катался, а это именно грунтовые дороги. Замечу, что и катаюсь всегда маленькой компанией, ведь большое количество людей гораздо сложнее организовать. У каждого свой кайф, свой стиль и свои правила поездок. Например покорять пески в Мэрий Эл я навряд ли поеду и на северные броды и пешки в мурманской области, где сейчас проходит прокладка маршрута тур юнайт навряд ли подпишусь. Велосипед для меня это скорость, это спуски и работа в подъемы. В общем еще раз подчеркну, что у каждого свой стиль и свои желания и ожидания от поездок. Смысл повествования выше — не камень в ваш огород, а некое общее разочарование от того, что мало чего интересного можно взять для себя на заметку в плане поездок с форумов в последние годы.

      Пользуясь случаем, хотел спросит у вас относительно поездки в Беларусь. У нас есть 6-7 дней вместе с дорогой. Хотелось бы хороший маршрут без машин 60-80 км в день. Я знаю вы не раз там были и можете что-то посоветовать.

      1. Valentin Gvozdev:

        Владимир, подобные вопросы всегда очень непросты. Ибо сочинить что-то более-менее оптимальное под чужие условия и запросы (а они порой противоречат собственным понятиям) лично я практически не могу. В любом случае, выбор маршрута и его вариантов — это все-таки задача того, кто едет, а никак не стороннего человека. Тем не менее, я с удовольствием отвечу на вопросы касательно тех или иных дорог (разумеется, в рамках того, что я знаю), достопримечательностей, наиболее понравившихся-запомнившихся мест, а также тех мест и дорог, которые по каким-то причинам вызвали отрицательные эмоции. Пишите на e-mail, звоните, связывайтесь по WhatsApp — мне будет очень приятно пообщаться.

  7. Master:

    Приятный отчет, стилистика — супер, места — сказка, и Володя, как всегда, чуток категоричен))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост