10 марта 201820:56

Поволжье и Урал ‘2017. Часть 11: Париж!

День 24 [день первый ТУТ]

 

Нечто хорошее или плохое, добро или зло – эти понятия существуют лишь в нашем сознании: так нам удобнее описывать чувства.

Круглая рощица берёз – такое уютное местечко! Но на рассвете (3:30 мск) будят меня хищные птицы своим ноющим «мяуканьем», а затем и сороки с воронами к ним подключаются. Попытки отогнать их палками тщетны. Однако эта досадная неприятность в конечном итоге сыграет мне на руку.

 

параллели веток и стволов

 

 

линии сверху и снизу

 

Вот уж не знаю, как некоторые известные и великие люди спали по 3-4 часа в сутки! В этом плане я зауряден, и после пяти часов сна состояние какое-то ватное. Но всякую там колу пить не стану, пусть мне сегодня и надо проехать сотку.

 

Попрощавшись с рощей, вскоре упираюсь в брод. Необходимый! В смысле – не пройти в обход. Впрочем, на мою удачу проезжает легковушка, показав, что глубина совсем смешна.

 

Село Еленинка гремит карьером и не так давно открывшимся заводом «Микромрамор», который держит на плаву часть местных работяг.  А сельское хозяйство выглядит вот так:

 

село Еленинка 74rus

 

На главной площади культурный Дом гласит, что славен человек трудом. И где асфальт травой порос – не грех устроить сенокос!

 

село Еленинка 74rus, ДК

 

А сразу за селом раскинулся на несколько десятков километров Джабык-Карагайский бор – памятник природы, реликт древних лесов, которые когда-то покрывали обширные пространства вплоть до самого Алтая.

Мне очень нравятся такие необычные места! Боры среди степей встречаются и в Черноземье, но там они растут в долинах рек, а здесь – возвышенность с истоками. И выглядит всё это по-другому.

Дорога тут ужасно пыльная и ослепительно белёсая, усыпанная слоем крошки мраморных карьеров.

 

Джабык-Карагайский бор Джабык-Карагайский бор

 

А земляника полевая так и не доспела: все ягодки висят с зелёными боками! Они вообще краснеют или нет?..

 

Перевалило зá полдень. За станцией Джабык немного отдыхаю среди гранитных валунов. Звоню в Челябинск: встреча скоро состоится!

 

перекус за п. Джабык школа 1956 п. Джабык

 

Ну, а пока берёзовые заросли и сосняки перемежаются с участками степных проплешин, и атмосферные течения рождают занимательные образы и формы.

 

Джабык-Карагайский бор не доезжая ПарижА

 

…В 15-ом году, шурша резиной по дорогам братской Беларуси, я заглянул в деревню (вёску) под названием Парыж, где по легенде Наполеон хотел построить новую столицу. А после оказалось, что Париж имеется и за Уралом, но назван по причине противоположной – в честь победы над французами.

И вот, за северной окраиной реликтовых боров я достигаю цели!

 

ну вот я и приехал!

 

Село, однако, как село, вполне типичное на вид; а жители, по большей части, – православные татары-нагайбаки. Но есть и гопники-великороссы: один из них, меня завидев, дважды подзывает, а потом выходит из тусни подростков в тени подобия известной башни. Подвыпивший мужик заводит лестную тираду – мол, что уважает тех, кто путешествует, и что он был в рядах строителей дороги из Якутска в Магадан. Я мягко отклоняю приглашение на щи, и тут он просит мелочь! Даю 11 рублей – уж надоело их таскать, поскольку в большинстве сельмагов карты принимают.

 

Но главной достопримечательностью Парижá является не «Эйфелева» башня, а колоритный старый рыжий кот со львиным ликом! Где вы еще увидите такого?! Выставки мэйн-кунов отдыхают!..

 

 

Итак, мне удалось узреть Париж и выжить! Остаётся только докатить до областного центра.

 

Кручу дальше, ветер попутный; асфальт вдруг переходит в насыпную трясёнку, а через несколько км опять асфальт – вот зачем это? На одном участке асфальт латают рабочие: «подвези!» – шутят. Таджиков тут нет, да и местных немного осталось. Между полуживыми сёлами иной раз по 20 км…

 

глушь челябинская мглою небо кроет хуторок

 

А еду я вниз по течению реки Тогузак – это уже бассейн сибирской реки Тобол. Тут я проезжаю последние «уральские» холмы, за которыми местность продолжает плавно понижаться, окончательно переходя в Западно-Сибирскую равнину.

 

а мне в Варну крайний восток Зауралья

 

То степь, то колки, то полусухие смешанные леса и рощи – такие ландшафты вижу впервые. А накатанные «полёвки» – всяко лучше, чем тряские большаки. Лишь бы не ливануло!

 

высохли берёзы то степь, то поле, то леса

 

Кап-кап – пригрозили тучи, обложив небо с трёх сторон, кроме востока, куда я, собственно, и еду. Вспомнились строки старой песни: «иду я к солнцу, цветёт земля, счастливей нету вокруг меня!» Но солнце на сегодня кончилось.

 

солнце кончилось

 

Как же я вовремя! 5-10 минут – и ливень за моей спиной накрывает Солнце. Но я уже на финальном асфальте.

 

поливает там

 

И вот редкие капли настигают меня и целуют землю, которая жадно впитывает этот дар свыше. Степь в долгу не останется, и завтра расцветёт еще краше!

 

Слабый дождь продлился всего несколько минут, но совершенно очевидно, что это был пробный заряд. Гляжу вокруг – по сторонам рисуются водопады, а я всё продолжаю ехать на просвет! И усиленно шарю глазами и смартфоном в поисках пристанища, пока небо даёт отсрочку.

Наконец, за 12 км до ЖД станции сворачиваю в лесополосу, быстро ставлю палатку, успев закинуть вещи и даже помыться из бурдюка, и тут полило уже надолго – на всю ночь.

Получается, что не зря меня утром разбудили птицы!

А еще интересно, что перед дождём комары не досаждали, а как только полило – стали буквально кишеть между слоями палатки, такого количества не было за весь поход! Но внутри-то мне всё равно, и я мирно засыпаю…

 

8 авг (вт), +100 км (8:30-18), Еленинка ~ Париж ~ Татищево ~ Толсты, итого 2180 км.


 

День 25

 

Утром, как по заказу, дождь прекращается, и выглядывает солнце, подчеркивая красоту белых берёз. И мне немного грустно уезжать: в таких местах я словно оставляю частичку себя…

 

белые берёзы последняя ночевка, палатка собрана подсолнухи и вновь цикорий!

 

Уездное село Варна было названо в честь взятия одноимённой турецкой крепости (теперь то Болгария). Хватает же в этих краях занятных историзмов!

 

chelyab-varna

 

А также здесь до сих пор встречаются деревни, основанные мордвой (мокшанами). Более чем в 1000 км от исторической родины!..

 

Посетив «Магнит» на Магнитогорской улице, еду на станцию Тамерлан, где беру билет на проходящую из города Карталы электричку до Челябинска. Такая концовка и была задумана изначально.

 

После следующей за Варной станцией железная дорога проходит 55 км по территории Казахстана. И, хотя ничего особенного на «заграничной» территории я не увидел, все эти километры 4-вагонная ЭД4М неслась без остановок на скоростях, близких к максимально допустимой (120 км/ч), замедляясь ниже ста лишь у двух станций. Никогда еще так не ездил! Вы возразите – а как же всякие Сапсаны и прочие «Аллегро»? Да никак – не чувствуется там скорость. Ну, скорее всего. Мне хватило «Ласточек».

Конечно же, я записал трэк этого проскока; более того, записал почти все 215 км до Челябы. И это стоило мне того самого куска первого дня, так как память логгера заполнилась, и запись пошла по новой.

 

varna-troitsk-chelyabinsk

 

…В вагоне, по обыкновению, рассматриваю местных жителей. Есть у меня один знакомый родом из Омской области, и один из пассажиров поразительно на него похож! Такая вот бывает региональная общность внешности. (на фото он спиной)

 

прибываем в Челябу

 

Смотрю и за окно. До Троицка – степь да степь, плоская и неприметная. Сам Троицк расположен в более красивом месте, при слиянии рек Увелька и Уй – тут есть холмы, которые электричка неспешно огибает. Кто-то вспомнит, кроме матерного слова, известную марку круп «Увелка» – делаются они в 40 км выше по течению.

 

вокзал станции Троицк ЮУр ЖД развлекаюсь снимками через окно развлекаюсь снимками через окно

 

А река Уй – граница степей и лесостепей. Чем севернее, тем больше растёт берёз, а местность – полный плоскач со множеством болото-озёр. Но есть рельеф рукотворный – карьеры и отвалы, я их уже видел в Сибае.

 

И вот, сбавив скорость, эл-ка прибывает на станцию суровый Челябинск-Главный, где я встречаюсь с давним интернет-знакомым. До московского поезда остаётся меньше часа – за это время много не осмотришь. Впрочем, город промышленный, исторический центр маленький, и до него аж 3 км от вокзала. По словам знакомого, Е-бург гораздо интереснее. Так что мы ограничиваемся прогулкой до ближайшего ТЦ и обратно.

 

у ЖД вокзала Эф и метла hovrin-chelyabinsk chelyab-msk

 

 

9 авг, +16 км до Варны (10-12ч) и немного по Челябе, итого ~2200 км (в среднем 88 км в день).

 

<= ч.2  ч.3  ч.4  ч.5  ч.6  ч.7  ч.8  ч.9  ч.10

 

 

 

…С поездом мне повезло. На входе в вагон улыбались совсем молодые проводники-стажеры, и попутчики попались хорошие. Плотная дама лет сорока из Димитровграда посвятила свою жизнь военной карьере. Почему? – «А мне больше ничего не интересно!» А с приятной парой молодоженов из Уфы, ехавших через Москву в жаркие страны, мы разговаривали добрую половину времени. Поезд ехал через Ульяновск, где я еще не бывал. Зарегулированная плотинами Волга здесь ширится на 10 километров, и каков же был восторг девушки, никогда в жизни не видевшей море!.. Предзакатное солнце еще более усиливало впечатления…

 

Вот и всё, я вернулся домой, охватив понемногу 6 новых губерний. За 26 дней отвык от опустевшей квартиры, с которой надо будет что-то делать…

 

…Неутолимый голод, неодолимая тяга к новым горизонтам овладели мной несколько лет назад, став почти синонимом страсти к жизни. В пути, впитывая всё разнообразие окружающего мира, я забываю о внутреннем одиночестве. Наоборот – бывает, что чувство единения переполняет душу, и эти моменты – они дорогого стоят!

Есть старая поговорка: «Мир – это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну её страницу». Я же пока что читаю лишь первую главу – нашу страну. И глава эта далеко не закончена!

 

Ну, а что в итоге этого велопохода? Ни поломок (не считая двух проколов), ни капризов непогоды – везло в обоих смыслах! А для меня погода и дороги – возможно, половина составляющих успеха, а то и больше.

Насыщенность природная, как и культурная, превысила мои ожидания! Поездка не просто удалась, она стала одной из лучших за все прошедшие годы. Если не самой!

 

…А дома я пробыл недолго – всего 4 дня. Как и в году 2016, июль и август разделил на 2 заезда. Поэтому – до скорой встречи на озёрах. Будьте счастливы!

 

Дмитрий Ховрин


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Дима Красавин:

    Колоссально! Все части читал с наслаждением. А фото берёз в последней главе просто сказочные. Спасибо огромное!

    1. Благодарю!..
      Не так уж и много осталось до нового сезона, но постараюсь закончить повесть о прошедшем.

  2. Владимир Кулигин:

    Очень здорово! Отлично написано! Спасибо тебе Дима!

  3. Николай Неточин:

    Замечательная поездка. Читал не отрываясь. У Вас приятный лиричный слог. Спасибо за впечатления.
    Я сам из Казани, собираюсь этим летом в Нижегородскую область на родину отца на велосипеде. Так далеко я еще не ездил, но думаю осилю. Всего доброго.

  4. Nata:

    Огромное вам спасибо за такой прекрасный рассказ! Читая часть за частью и рассматривая фотографии, как будто сама проехала 2000 км :). Очень вдохновляют такие велопутешестия, некоторые за всю жизнь не осилят столько мест Матушки России, сколько вам удалось за эту поездку.

    1. И Вам поклон! Да, я прекрасно понимаю, что далеко не у всех найдётся столько времени и возможностей, и мне искренне хочется поделиться мыслями, чувствами. Вдохновлённый читатель — лучшая награда! В свою очередь, вдохновляющая и меня! =)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост