26 марта 201922:18

Сибирь 2018. Часть 6: от Тайшета к Ангаре

Когда-то, на заре тысячелетия, осколки былой эпохи позволяли проехать весь Транссиб на электричках. И находились вольные искатели приключений, которые тратили почти месяц на эту затею.

Со временем в связках электричек стали появляться разрывы, однако по большей части движение сохраняется, и мне это на руку, ибо позволяет проскочить скучные отрезки пути.

На этот раз я сажусь в пустой полуэкспресс, курсирующий один раз в неделю на самом краю Красноярского края.

 

(это продолжение рассказа. Начало — тут)

 

Через 70 км выхожу на конечной станции Решоты, за которой нет пригородного движения еще 70 км до Тайшета. И только я выгрузил байк, машинист объявляет: «двери закрываются, следующая остановка – станция Ключи«! Значит, неофициально он едет дальше!..

 

Сельмаг, разноцветная кошка. Потом речка Решетка (Решотка). Где живешь? – а за Решеткой. Колония-тюрьма здесь тоже есть, даже две, но одна заброшенная.

Позже я заметил сквозь деревья ту самую электричку. От Ключей, значит, поехала обратно. Дальше уже Иркутская область. Единая Россия, как обычно. Но есть рабочий поезд, который иногда нарушает «порядки» и берет местных за границу…

 

Перевожу стрелки часов на час вперед – скоро Тайшет, а леса продолжают напоминать мне восток Подмосковья! Если, конечно, не вглядываться в мелочи.

 

так похоже на Мещеру

 

Часть пути сегодня еду по трассе, обдуваемый встречным ветром. Последний день жары, до +33, которая меня не парит. Но местами горят свалки, угрожая лесными пожарами.

 

Перед Юртами купаюсь в илистом пруду, под вечер – в Бирюсе. Но питьевых колонок по дороге так и не нашел.

Поравнялись два парня на мотике – откуда и куда? из Омска на Байкал. Ну, счастливого пути. Свой Тайшет иронично назвали поселком городского типа. Но все же это крупный ЖД узел: здесь начинается БАМ!

Когда-то в этих местах жили котты, но с приходом русских ассимилировались и исчезли уже в 19 веке. И «Тайшет» означает «холодная река» на мертвом языке.

 

Отъехав 15 км по большаку, встаю в редкой поросли. С соснами в этот раз не срослось, они остались позади в низине у ручья – уж больно там дикое место и высокая травища.

 

12 авг, +100 км (9:30-10 и 11:30-21)


 

А ночью поднимается шквалистый ветер, и я не на шутку опасаюсь, не упадет ли на меня высокая береза! Обошлось. Полночи лежу без спальника – все еще выше +20.

Просыпаюсь – уже свежо и лезут тучи; пока еще сухо, не трачу время на завтрак, и через час двигаю к станции Байроновка. Впрочем, утреннюю электричку на Нижнеудинск я лениво проспал, и это будет стоить мне целого дня.

 

рядом ЖД, а глушь еще та

 

Посетив сельский ларек с приветливой продавщицей, лезу вверх по грунтовке на трассу. Тут-то дождик и закапал…

Трафик на трассе раза в два-три ниже, чем у Канска, но водяная пыль от фур и какая-то белая пена на асфальте, похожая на шампунь, – это меня быстро достало. Более того, одна из фур будто нарочно проехала близко ко мне при пустой встречке! И у поселка Разгон я прячусь от противного мелкого дождя под навес остановки.

 

На другой стороне трассы местные торгуют грибы да ягоды. Вдруг неподалеку останавливается длинный КамАЗ, из него вылезают трое; один идет к торгашам, а двое принимаются что-то чинить, откинув кабину. Позже он подходит и ко мне, сетуя, что черника по 200 за литр, а он даже по 150 не взял бы. А потом расспросы про меня и байк. Чем питаюсь? а если дикие звери? Показываю горелку и дую в советский футбольный свисток. «Рисковый ты парень!..» – повторяет старый мужик. Но мне его общество вскоре надоедает, к тому же приближается время вечерней электрички, и я уезжаю на Разгон. Надеюсь, они привели в чувство свой КамАЗ…

 

За поселком нахожу черничник и наедаюсь впрок. Мимо проходит мужик с ребенком и сигаретой в зубах: «как ягода?» Хорошо, говорю. Много. А он в ответ, что ее совками сгребли уже, и это всё, что осталось. Ого, сколько ж ее было тогда?! Но, увы, мусора в лесу не сильно меньше, чем черники… «Ты тут аккуратнее, а то мелкая шпана бывает до%бистая». Знаю, да…

Еще вокруг много шиповника и брусники, они вообще вездесущи в этой части Сибири, но мне как-то не по вкусу. Облепиха тоже (это следующая остановка после Разгона).

 

…Электричка из 4 вагонов почти пустая. С меня взяли 191 р. (~1,5 р./км) и аж 158 р. за вел! До 100 км провоз велосипеда стоит 50 р., а далее такой скачок. Вот тебе и Байкальская ППК, буду впредь стараться ездить меньше ста км.

…Дома, разглядывая карты, я посчитал, что на этом участке местность сплошь лесная и унылая, но это не совсем так. Перед Нижнеудинском ЖД сильно петляет, поднимаясь на холмы, и из окна открываются виды на облачные Саяны. Даже в такую хмурую погоду это красиво!

 

Саяны

 

А вот пристанционные поселки – это что-то. Особенно Алзамай. Такой тотальной разрухи я давно не видел! Фоткать не стал – смотрел и поражался. Какие-то гнилые деревянные мостки вдоль заброшенных остатков путей, половины строений, горелые здания, двухэтажный дом с пустыми глазницами окон, в котором, как мне показалось, еще кто-то живет в одной из квартир…

А потом станция Ук. Название как бы намекает на Уголовный Кодекс, хотя по-бурятски это «стрела». Километраж по Транссибу 4650, что чуть дальше половины. С виду – обычные сибирские домики. Но внешность обитателей этих краев и вправду отсылает к бывшим ссыльным да посыльным. Нужно быть начеку и держать хвост пистолетом!

 

Незадолго до конечной в мой первый вагон заходит бабка и сразу возмущается по поводу моего байка – грязь, мол, какая, пусть стоит в тамбуре! (да щяз, только колеса чуть в песке, а ботинки у нее не грязные?) И даже кондукторша не смогла ее утихомирить, но я показываю ноль внимания, сижу и слушаю Tigerforest.

 

Выгружаюсь в Нижнеудинске. Контре отдал всю наличность, но вспомнил об этом, уже отъехав от вокзала… Вот блин, мне ведь завтра надо уехать на эл-ке в Тулун! Пришлось заезжать в микрорайон. Лица прохожих жутковаты, и женские иногда тоже. Но я кручу в китайской куртке Lotto и со слегка свирепым видом – фиг возьмешь, если чо! В магазине сую свою карту ВТБ в банкомат сбера, хотя рядом стоит и ВТБ; но там орудует тетка, а мне ждать западло, да и по договору могу до 15к в месяц снимать со сторонних банкоматов. Но приходит SMS о комиссии 99 р. за 900! Что за хрень?.. Гоп-версия ВТБ здесь, что ли?..

 

…В нескольких километрах от города я ставлю палатку во влажном перелеске. Штаны мокрые, а обувь влажная весь день. Что ж, я привык. Заболеть из-за этого сложно.

Но всё-таки мне повезло! По прогнозам должно лить весь вечер, но я, возможно, попал в «око» циклона, застав полоску ясного неба. А какое выдалось красочное зарево на закате!..

 

13 авг, +50 км (10:30-13:30 и 19:30-21).


 

Дождь возобновился к утру, но я, наконец, выдрыхся по-полной, проспав более 10 часов. День отдыха от горок мне совсем не помешает…

 

…Сидел я в том перелеске почти двое суток. Дождь лил то сильнее, то слабее; иногда он прекращался, но ненадолго. Было ощущение, что он вечен… Как и запах горелого торфа, который всё же рассеялся. А сухая ветка лиственницы, на которую я повесил бурдюк с водой, внезапно обломилась у основания и треснула мне по затылку.

 

14 авг, 0 км.


 

Дождь лил больше суток, и выпала месячная норма осадков. Однако место мне попалось красивое и достаточно уединенное, с видом на далекие Саяны…

 

дожди ушли, можно ехать

 

Всё, что я успел за этот день – это сесть в вечернюю электричку на Тулун, выйти через 100 км в деревне Котик (где лаяли псы и гонял мотик) и заночевать в отдалении возле кабаньих следов у комариного ручья.

 

В голове крутится карта: отстаю от «расписания» на 2-3 дня. Ох и не люблю я эти сроки! Но в этот раз приходится считаться. Пока пережидал дожди, купил на сайте РЖД последнее дешевое купе (по цене плаца) от Улан-Удэ до Свободного за 4к. Дальний Восток теперь у меня в кармане! Только бы успеть…

 

15 авг, +13 км (16:30-17:30) и +10 км (19:30-20:30).


 

Утреннюю электричку в сторону станции Зима я проспал и поехал в Тулун через трассу «Вилюй», ведущую из Братска («брат» = «бурят»), приравненного к районам Крайнего Севера, несмотря на «московскую» широту. Видимо, потому, что зима там длится больше полугода (среднегодовая Т -2 °С), а в Тулуне теплее на целых два градуса.

 

Ну что ж, проспал – значит, гуляю! На главной площади Тулуна покупаю у бабулек редис, огурцы, кинзу, мед, домашний сыр и творог.

 

центр

 

Ветер сегодня в спину, и я бодро гоню по трассе. Меня обгоняют авто из Европ – дойчи, франсы, нидеры, бритиш. Едут на Байкал. Кто-то везет велосы. Кто-то на древних машинах. Конечно же, креатив, наклейки, надписи, рисунки – они любят это!

А вот три фуры «Магнита», проехавшие на Иркутск – дело темное. «Магниты» ведь закончились в Красноярске…

 

За Куйтуном начинаются холмы и черноземы – куда ж без сельского хозяйства? Но плодородных земель в области на всех не хватает, и половина продуктов ввозится из других регионов.

 

В селе Кимильтей я ухожу с трассы. С питьевой водой здесь напряги – ее продают в передвижном ларьке, 5 копеек за литр! Набираю два литра, а мелочи-то у меня и нет почти – всю на базаре отдал! Ну, простила, улыбаясь, тетя мне десять копеек. 🙂

 

приокская "Мещера" =)

 

Остается найти место над Окой. Да, здесь тоже есть река Ока с соснами на берегу! Только мутная и грязная…

И комары. Но я их зверски перебил, войдя в раж, и это даже помогло – их стало реально в разы меньше!

 

16 авг, +139 км (10-20ч).


 

До станции Зима пешком, как известно, почти полгода. От Москвы около 5000 км, и если шагать по 30 км в день, то так и получится!

 

лепота!..

 

А моя задача другая – сесть на ускоренную электричку и через 55 км выйти на станции Залари, за которой лежит бурятская земля. «Навстречу утренней заре по Ангаре…»

 

И пошло дело!

У деревни Ункурлик меня окликает тощий бурят 50 лет и просит пройтись с ним до деревни Наймодай, где он и живёт. Говорит, что пьет кровь заколотых им поросят или коней, а потом самогон! А я сначала и не заметил, что он поддатый – ветер сдувал запашок.

А раньше, говорит, был чемпионом области по легкой атлетике — бегал 100 м за 11 с и прыгал в длину с места более чем на 4 метра! (в последнее что-то не верится)

 

Ниже по течению речки Залари мне открылись степи красоты невиданной в сочетании с идеальной погодой (+23…+25)!

 

и тут красоты пошли степные!

 

Деревни тут редкие, но большие. Оказывается, меня часто принимали за иностранца, несмотря на рюкзак «ПИК»; и слух обо мне распространялся быстро – дескать, там такой-то едет!

 

 

покрывало

 

К вечеру достигаю большого села Хадáхан и проезжаю его насквозь. Вот и Ангара! Точнее, Братское (Бурятское!) водохранилище. Тот берег не так высок, как ожидалось. Зато вода прозрачная. Никого! Пристегиваю колесо к раме и спускаюсь купаться.

Вдруг слышу – наверху подкатила машина. Хлопнула дверь – кто-то вышел. А я в реке плещусь…

У обрыва возникает плотная мужская фигура. Судя по тону, в изрядном подпитии. От приглашения за стол я мягко отказываюсь, ссылаясь на нехватку времени; тогда глава семьи говорит, чтоб я заехал к дому на перекрестке – мяса в дорогу мне соберет! И отчалил за холм.

Что ж, мой путь в любом случае лежит мимо того дома.

 

…В итоге я всё-таки попал на бульон с мясом свежезарубленного поросенка и чай с молоком. Остальные члены семьи Бутоновых были очень приветливые 🙂 Благодарю от души за прием – вы показали мне, что такое бурятская гостеприимность!..

 

хозяин внутри, но и ему поклон!

 

В 7 км южнее села нашлась сухая лесополоса из тополей – то, что надо! Вот ведь не зря случай меня остановил в Хадахане.

 

Занятно, что велотуристов в Хадахане до сих пор не видели. А местные (иркутские, тулунские и прочие) — они только на рыбалку ездят да на «золотые пески» в Русский Мельхитуй.

 

17 авг, +21 км (8:30-10) и +85 км (11:30-21).


 

Давненько мне не приходилось есть мясо на завтрак! Если такое вообще когда-то бывало. Однако за день оно испортится – обещают +26.

 

…Почти весь этот день я катил по полям и холмам. Прошло больше месяца с начала путешествия, впереди еще месяц, но таких открытых степных и полевых просторов с обилием грунтовок больше не предвидится на моем пути.

Но для меня это не повод поворачивать назад. Я хочу доехать до конца Транссиба и даже дальше!

 

...

 

А с погодой мне пока везет. Как раз в этих числах, примерно 15-20 августа, здесь обычно заканчивается климатическое лето, и среднесуточная Т падает ниже +15. Но в этом году лето в ударе, и ближайшие дни будут под стать макушке июля, а то и теплее!

 

Вечером я пересекаю весьма загруженную, но мне не нужную трассу и, вняв совету иркутских велосипедистов, двигаю к скалам на реке Белая, притоке Ангары. Уже в сумерках я поворачиваю к реке перед большим селом так, чтобы меня не заметили, и купаюсь в холодной воде. Ух, какая же она холодная! Зато кристально чистая, а не то, что я набрал из колонки Свирска.

 

18 авг, +90 км (12:30-21:30), асфальт около 10%.


 

Просыпаюсь я на своей верхотуре не рано. Решено: от станции Мальтá я проеду на электричке около 80 км до Иркутска, проскочив Усолье и Ангарск с их химическими и нефтяными заводами. Без трассы там никак, да и время поджимает.

 

скальные берега Белой

 

Налюбовавшись белыми скалами, я вскоре переезжаю на другой берег и довершаю эту главу второстепенным шоссе через сосновые леса.

 

местная "Мещера"

 

Впереди у меня – то, что служит визитной карточкой нашей природы. То, что заставляет иностранных туристов углубляться в такую пугающую и непредсказуемую Россию. То, что меня почему-то не впечатлило на фотографиях. Впереди Байкал!


 

<= ч.2  ч.3  ч.4  ч.5  |  ПРОДОЛЖЕНИЕ: Прибайкалье =>

 

Дмитрий Ховрин

 

***

Все фотки в высоком разрешении — на Flickr. А уменьшенные (+трэк в конце) можно посмотреть ниже, читая подписи к ним, и таким образом пройти мой путь еще разок! (миниатюры кликабельны)

 

 


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Дмитрий:

    На станции Ук можно было сойти, там есть красивое ущелье с водопадом! А потом до Нижнеудинска своим ходом.

    1. Нашел на карте, это устье р. Ук? Тогда 20 км, туда-обратно 40 км… Но фотки оттуда хороши

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост