31 января 201918:18

Сибирь 2018. Часть 3: восток Алтая и Кузбасс

Солнечное утро в сосновом бору после дождя… Что может быть свежее и проникновеннее? И бор-то не простой, а реликтовый. Так и хочется представить, а что же было на этом месте десять тысяч лет назад…

Но если не присматриваться и не принюхиваться, то попробуй-отличи от каких-нибудь мещерских урочищ! Ан нет, есть в этих стройных и величавых деревьях что-то свое, южно-сибирское.

 

(это продолжение рассказа. Начало — тут)

 

...

 

Как бы мне ни хотелось остаться еще и еще на минутку, но расписание зовет: пригородный поезд должен доставить меня сегодня в Барнаул. Эти 100 км я бы проехал своим ходом, но время поджимает и в общем, и в частности. С погодой тоже не ясно. И еще одна-две мелочи. Ну и ладно; как-никак, мне нравится ездить не только на велосипеде, но и на поездах! К тому же, не ставил я себе цель преодолеть весь путь в седле.

 

А если приоткрыть «завесу тайны», то Дима из Омска с другом решили прокатиться на велах к самой мощной ГЭС (и самой высокой плотине) в РФ, дней так на 6 или 7. Отчасти нам по пути, и мы прикинули, что можем встретиться на краю Кемеровской области. Парни взяли билеты на поезд, и мне теперь не отвертеться!

 

всякие Астровые

 

…В качестве пригородного поезда на линии «Ребриха-Барнаул» используется «тапок» ТЭП70 с тремя советскими сидячими вагонами, что весьма расточительно по затратам ресурсов и, разумеется, убыточно. Ситуацию могло бы улучшить внедрение намного более экономичных дизель-поездов или «рельсовых автобусов», но кто знает, что на уме у РЖД? Вероятно, когда-нибудь такой тип перевозок останется лишь в крупных агломерациях, а в остальном будет вытеснен автомобильным транспортом…

Но с учетом состояния автодорог в регионах произойдет это не скоро. Наверняка многие предпочтут приурочить свою поездку в большой город ко времени прибытия поезда, который движется плавно и спокойно, нежели трястись по колдобинам в старой маршрутке или тесных «Жигулях» соседского дяди Васи.

 

А для кого-то, в том числе и для меня, железная дорога является частью некой романтики путешествия, не сравнимой с ездой на автомобиле. Особенно такие «захолустные» однопутные линии!

Разъезд Дальний, однако, имеет 2 пути – на то он и разъезд. Рядом играет ребятня, которую, конечно же, заинтересовал мой байк. В ожидании поезда я прокатился с одним из них до свеклопункта и обратно. Мальчику нравится оружие, хочет стать военным. Что ж, надеюсь, ему не придется стрелять в людей! Одно дело – защита от диких животных, а другое… Я постарался объяснить ему это, и у меня даже что-то получилось. Выбор за ним, расти еще долго…

 

ТЭП70БС-186. Дети почему-то называют поезд "пряха"

 

За проезд 95 км я заплатил всего 120 рублей, причем за велосипед кондуктор не взяла.

На одной из остановок в вагон заходит плотная женщина с большой сумкой и садится в соседнем ряду; один за другим к ней подходят пассажиры, покупая молоко, творог и сметану. 300 г творога за 50 руб. – надо брать! Молоко 30 руб./л, а вот сметана относительно дорогая – 100 руб. за 500 г. Видимо, промышленное производство сметаны сильно дешевле домашнего.

(Вечером я распробовал купленный творог. Уж больно он пахнет коровой! Мне не очень понравился. Мы, городские жители, теряем свои корни…)

 

Тем временем за окном вагона кучевые облака перерастают в дождевые и обрушивают накопленную влагу на поля. Через несколько остановок – еще одна стена локального ливня. Вот так, а я хотел здесь ехать по грунтам!

Ровные поля, лесополосы, иногда березовые колки – всё это мне уже порядком наскучило. Западная часть Алтайского края напоминает северную часть Краснодарского, только лесополосы здесь не из робиний, а из берез и тополей.

Но всё-таки здесь есть многочисленные озёра и неповторимые ленточные боры! Приближаясь к краевому центру, поезд сначала двигается на некотором удалении от барнаульского бора, а последние 15 км железная дорога проложена прямо через сосновый лес. И заканчивается он всего за 2 км до станции Барнаул, открывая вид на городские кварталы. Это как если бы Лосиный Остров примыкал к Садовому кольцу, занимая целый сектор Москвы! Мечта…

 

…А в атмосфере сохраняется неустойчивость. Со второй или третьей попытки я нахожу подходящий hostel, и тут же, буквально в дверях, начинается сильнейший ливень!..

 

600 рублей, и я один в 3-местной комнате. Дела бытовые отнимают львиную долю вечера, и на осмотр главных улиц Барнаула я выскакиваю за полчаса до заката.

 

доходный дом Аверина, 1915

 

центр

 

Из того, что я успел объехать – привычная мешанина эпох, не так и много чего-то выдающегося. Часть фасадов на реконструкции или отделке.

Подняться на холм Нагорного парка не хватило светового времени, и я ограничился взглядом на Обь возле нового моста. Как и Иртыш, она берет начало в горах, но быстро теряет напор, становясь широкой равнинной рекой.

 

Обь

 

Проскочив галопом около 12 км в майке и шортах при +16…+17, я неслабо продрог! Но чтобы заболеть – нет, мне этого мало.

 

…Светильник на потолке трещит старыми люминесцентными лампами, на подоконник в номере протекла дождевая вода; горячая же вода поступает с задержкой, и отрегулировать ее температуру – задача не из легких. При этом ни в санузле, ни в душевой нет вытяжки (духота), а такая приятная мелочь, как мыло, есть только в санузле. Кондея в номере нет, но он и не нужен особо, поскольку окна выходят на север.

Вот, понимаешь, набрал придирок! Вполне обычная общага, и звезды с неба тут не к месту.

 

27 июля, +14 км (11:30-13), +3 км и +12 км по Барнаулу.


 

28 июля

 

Был у меня раньше походный самонадувающийся коврик (матрас) «Trail Scout» (снят с производства) от ThermaRest. Несмотря на гордую надпись «Made in Ireland», на нем дважды вздувалась «грыжа», хотя я его не перекачивал и не оставлял на солнце. Оба раза я сдавал изделие по бессрочной гарантии, и оба раза мне выдавали в замену новый коврик, за что «АльпИндустрии» честь и хвала. Но после второго раза я усомнился в надежности коврика и продал его по дешевке, взяв на замену китайскую пенку-гармошку. Она, безусловно, надежнее, но ощутимо жестче при прочих равных.

Сложенная пенка с трудом влезает по высоте в рюкзак ПИК-99 на 85 л, зато весит мало. Поездив с ней в 2017 году, я всё-таки решил вернуться к самонадувайке, на этот раз от нашей компании «Сплав» (Made in China). Ее-то я и взял в этот поход.

 

И вот, привыкнув за 10 ночей к коврику, я долго не мог заснуть на слишком мягкой кровати.

После пяти часов сна я поднимаюсь раньше будильника, и благодаря этому мне удается впритык успеть на утренний экспресс до Бийска «Калина Красная».

 

"Калина красная". Интерьер вагона

 

Это тот же ТЭП70 с тремя вагонами, но салон классом выше, а молодые красивые проводницы объявляют остановки и продолжительность стоянки. Билет на это чудо мне в кассе вокзала продать не смогли, ибо до отправления оставалось 5 минут, но в вагон любезно пустили, взяв сбор 50 рублей. Итого 308 рублей за 95 км – это вам не вчерашние 120, но за окном то моросит, то льет, и небо всё такое серое и тяжелое…

 

И опять – какие уж тут грунтовки через Косиху-Лосиху… Любили алтайские поселенцы давать такие названия, оканчивающиеся на «-ха»! А в Косихе родился поэт Роберт Рождественский.

 

В поезде со мной разговорилась пенсионерка Вера Ивановна, явно физкультурница. Дочь Мария – инструктор по туризму, водит группы по Горному Алтаю. Это прекрасный и здоровый способ жить полной жизнью в одном из беднейших регионов страны!

 

Впрочем, в Бийск мне не нужно. Я выхожу на станции Большая Речка и сразу же прячусь под навес, чтобы накрыть от дождя себя и поклажу. Везение мое кончилось, и ждать погоды нет смысла. Капает пока что мелочь – ехать можно.

Но едется паршиво. То ли нервы опять за старое, то ли недосып тому виной, что я ощущаю какую-то противную неполноту восприятия… А затем меня накрывает ливнем, да так, что трудно дышать! Ноги плащом не защитить, но ничего, обсохли на ветру.

 

От второго заряда я укрываюсь в маленькой странной будке чуть в стороне от дороги, немного помяв рапс. А вторую половину дня дожди миловали (мелочь не в счет).

 

укрылся от дождя

 

Восточная часть Алтайского края начинается едва заметными холмами, но чем восточнее – тем будет холмистее. Огромные площади заняты под гречиху и рапс; порой кажется, что белые и желтые цветущие ковры тянутся до самого горизонта. А вот донника стало меньше относительно степного запада края.

Здесь намного влажнее, но зона все еще лесостепная. Однако привычных для «европейских» лесостепей широколиственных деревьев здесь в диком виде не найти. Лишь клен американский, злейший сорняк страны, перевалил за Урал и изредка примешивается к мелколиственным рощам из берез, осин и ив.

 

напомнило владимирское ополье

 

Что-то в этих ландшафтах есть от Владимирского ополья, что-то – от Орловской области, но масштабы «Алтайского ополья» гораздо шире; холмы изрезаны сетью длинных ложбин и балок, поросших деревьями и кустарниками. Дорога идет по водоразделу, и полоски полей, лугов и рощ чередуются до самого горизонта, насколько хватает взора, растворяясь вдали в облачной дымке.

Такие дальние виды не передать с помощью фото, но они меня невероятно захватывают!

 

…Правда, поначалу ехалось плохо; мой взгляд был слегка отрешенный, а серое небо будто не давало до конца проснуться. Вскоре к этому добавилось бурчание в животе, но присесть на перекус негде. Вот, наконец, автобусная остановка у села Горновое, но рядом два парня. Вроде не гопники, но ну их нафиг!

Следующую остановку я упорно ждал в течение 11 км, но она оказалась загажена в самом прямом смысле. Бл…, ну почему русский народ срет где попало?!..

Плюнув, я встал у дорожного столба, примяв траву, и отъелся. Всплеск досады и калории сделали свое дело – я «проснулся». А потом…

Какая-то сотня метров, и передо мной открывается дивная красота! Тут я понимаю, что и в первую часть дня было неплохо, но теперь!.. и дальше!!..

 

Как же сильно наше восприятие зависит от настроения! Дразня и лаская, выходит солнце, и мир преображается. Чувства работают на все сто. Гречиха!.. сколько тут гречки! Она цветет, источая запах того самого гречишного меда! Вот он, алтайский мед, до самого горизонта!

 

капли дождя блестят на цветках

 

невыразимые просторы

 

А ведь есть еще Горный Алтай, который многие считают более разнообразным, чем Крым. И я когда-нибудь побываю там; но сейчас я в своей стихии, и эмоции бьют через край – край далеко не богатых людей и такого разнообразия природы – да, этот край меня покорил!..

 

картина-загляденье

 

безымянный холм над рекой Яма

 

Под конец дня небеса дают целое представление из туч разных форм, размеров и цветов, но меня совсем чуть-чуть цепляет каплями, и, осилив длинный подъем, я скрываюсь от дороги на склоне холма.

 

Красивая долина у реки Чумыш –

луга лелеют взгляд, куда не поглядишь!

Здесь жизнь неторопливее и проще…

Казалось бы, всего лишь роща;

но солнце опускает золотистый плед,

и роща улыбается в ответ! 🙂

 

мне сверху видно всё! Да будет свет

 

...и роща улыбается в ответ :)

 

Трава на склоне мокрая, и я подкладываю водонепроницаемый навес («тент») под дно палатки.

Вел кладу на траву плашмя, чтобы из узлов стекла вода, ибо днем после ливней каретка «под квадрат» стала иногда неприятно попискивать.

 

+107 км (11-20:30). Всего 1070 км, пошла вторая тысяча.


 

29 июля

 

Плоские равнины остались далеко на западе. Вчера я принципиально не использовал звезду на 44 зуба спереди и, невзирая на рельеф, проехал больше сотки без особого напряга. А нужна ли вообще большая звезда? – подумалось мне. Необходима – вряд ли, разве что для разгона «от души» и более ровного износа цепи.

 

А вот «ripstop» я сунул под палатку зря: ночью прошел дождь, и это возымело обратный эффект! Из-за уклона вода затекла между подкладкой и дном палатки, которое имеет большую водопроницаемость. В результате дно утром было не просто влажное, а мокрое! Это, наверно, главный недостаток палатки MSR Hubba Hubba – слишком тонкое дно.

 

…День начинается как-то хмуро, но не без проблесков надежды. Виды продолжают радовать; при этом деревьев становится всё больше, а поля сменяются лугами и сенокосами.

 

вдали два дождя

 

Село Ельцовка – восточный форпост Алтайского края. Лесостепь здесь кончается, а вдоль обочины то и дело продают мёд, и я покупаю пол-литра (~0,7 кг). Кажется, за 200 р. Но это довольно простой разнотравный мёд, а время гречишного, к сожалению, еще не пришло.

 

Отобедав в местном заведении, двигаю дальше на восток. На краю села хрюкнул кабаноид. Распогодилось!

 

Незадолго до границы края природная зона окончательно меняется, превращаясь в натуральную холмистую тайгу с остроконечными коническими елями. Мало кто знает, что само слово «конус» означает «сосновая шишка».

 

частокол остроконечных. Вновь асфальт

 

Что ни верста, то остановка: то мёд, то «Мария-Ра», то колонка с водой, то виды знатные или олень в лесу трубит, то малину у бабули на прилавке перекладывать себе в бутылку. Вот так за 5 ч проехал 45 км.

Местность напоминает предгорья, но высоты невелики – дорога не поднимается выше 400 м НУМ. Больше это похоже на широкий кряж. Еще немного, и я покину Алтайский край.

Между тем 42-ых номеров на шоссе подавляющее большинство, и они достали обгонять меня один за другим – едут с алтайского отдыха домой, а завтра день рабочий.

 

Дима из Омска мне посылал такое напутствие:

— Смотри по Кузбассу осторожнее! Там, по крайней мере, лет 7 назад почти вся молодежь (лет так с 14 до 30) была «хозная». Народ постарше в эту хренотень уже не входил вроде, разве что авторитеты какие.

В Барнауле это практиковалось в меньшей степени, но тоже всё делилось на сферы влияния, где «вопросы» решали старшие… А вот южнее, в Бийске или Горно-Алтайске такого не было совсем, как и севернее, в Томске или Новосибирске.

Жили такие только по «понятиям», причем почти все, не обязательно из криминального мира… Так что особо не удивляйся, если первый вопрос будет не «куда или откуда едешь», а «чей будешь».

 

Что ж, я, в натуре, сам по себе, но учту. Уж не дерзи, Кузбасс!

 

Кузбасс = Кемеровская область

 

А пока я никому не мешаю, мирно любуюсь природой. Тут, конечно, уже не «ополье», но местами тоже красиво!

 

лесистые просторы

 

+97 км (12-21 ч).


 

30 июля

 

Мои планы нарушает первая поломка…

У древнего заднего переключателя Shimano LX сдохла пружина лапки, и цепь провисает почти до земли. Кое-как ехать можно на самых больших звездах, и на передаче 3-3 я докручиваю до города Калтан, откуда на электричке меньше часа до Кузни (Новокузнецка).

И всё-таки мне повезло, что поломка произошла всего за несколько километров, а не за два дня до станции! И даже эл-ку ждать не пришлось.

Тем не менее, вместо срезки через Осинники и Мыски придется заехать в Кузню на ремонт.

 

Сажусь в электричку. Кондуктору говорю, что мне до конца. «А откуда едете?» – «Только зашел». За 30 км езды плачу 41 руб. + 20 руб. за велик. Сущие копейки.

Подсаживается немолодой мужик. Вроде не «хозный». Смотрит на ПИК-99: «Чемодан у тебя интересный!» – «В Питере делают». – «Питер – здорово, а Кузбасс – г*вно!» – вдруг скандирует мужик. И у нас начинается беседа, обратившая внимание всех окрестных бабок. Особенно когда я заявляю, что в Москве самые дешевые супермаркеты. Несправедливо, но факт…

 

...

 

Новый переклюк Shimano Deore обошелся мне в 3100 р. + 500 за установку и настройку.

 

До очередной электрички на Междуреченск, куда я, в общем-то, и хотел срезать, остается меньше часа, но я успеваю бросить беглый взгляд на Кузню и даже зайти в столовую.

 

Город угольщиков и металлургов, по сути, был основан после революции и вырос до современных размеров за счет индустриализации. В царские же времена на берегу р. Томь существовал Кузнецкий острог и небольшое поселение. Реконструированная крепость-музей и несколько уцелевших старых домов находятся в 7 км от вокзала.

Но мне не до этого. Новокузнецк вообще не входил в мою «программу»…

 

вокзал после ремонта

 

А вот Междуреченск – входил! И он мне понравился больше.

Город шахтеров действительно расположен на узкой стрелке между двух рек – Томь и Уса. Расположен очень живописно и окаймлен уже не холмами, а вполне себе горами, пусть и невысокими.

Город немаленький (100 тыс.), но тихий и нарядный, с просторными площадями и красными крышами.

 

а тут просторно

 

Отсутствие суеты во многом объясняется автомобильным тупиком. К востоку от города есть только дачи, базы отдыха и исправительная колония. А дальше – горная тайга, через которую ведет лишь ЖД.

Хотя способ пробиться на велосипеде в Хакасию через горную Шорию всё же существует, но он слишком рискованный: 150 км по сомнительным грунтовым дорогам с одним поселком при колонии посередине пути.

Один отчаянный велотурист (Евгений Остапенко) прошел этот путь зимой, таща вел и поклажу волоком на санях по снежной целине. И ему повезло остаться в живых.

 

Летом-то оно проще, но для меня чересчур однообразно. Не люблю глухую тайгу, да и времени нет.

 

холодные верховья р. Томь. Но я поплескался

 

…Быстро окунувшись в холодную Томь, я направляюсь к берегу невдалеке от платформы Романтика. Заманчивое ведь название! На самом деле, это просто санаторий, и он с другой стороны.


 

<= ч.2  |  ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!

 

Дмитрий Ховрин

 

***

Все фотки в высоком разрешении — на Flickr. А уменьшенные (+трэк в конце) можно посмотреть ниже, читая подписи к ним, и таким образом пройти мой путь еще разок! (миниатюры кликабельны)

 

 


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Владимир Кулигин:

    Чей будешь?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост