14 января 20171:14

Русский Север и Карелия 2016 (Волго-Балтийский велопуть)

«Вчера желтеющий листок слетел с березы – предупреждающий исток осенней прозы…» (М. Дудин)

Русский Север… Кого-то это словосочетание заставит невольно поежиться, а у другого перед глазами встанут образцы деревянного зодчества, разбросанные среди бескрайних лесов.

Карелия – регион смежный, и почти всегда – влажный. Иначе откуда возьмутся все эти озера и водопады?..

 

А дело было так: вернулся я домой после 20-дневного «ПолуКольца», но даже поклажу вынимать не стал. Перестирал вещи и уселся за картёж. То бишь намечать грядущий северный путь. Вот где можно охладиться после жаркого июля! А заодно и культпросвет заполнить. Вдруг понравится?..

 

И вот, раскидав путь по августу и покумекав с расписаниями, через 5 дней я снова в седле. Ярославский экспресс пусть идет в лес – на электричках хоть и дольше, но дешевле. Но главное – никаких багажных квитанций и беготни по вокзалу! Вот только выезжать из дома в 04:30 – это жестоко…

 

С недосыпа я часто теряю самоконтроль и начинаю беситься. Но иногда попадаю в тему.

В тамбуре я накричал на курильщика, что он страну позорит своей спортивной формой с вышивкой «Россия». И заставил его поднять с пола пачку.

 

Александров я уже смотрел год назад – тогда он был моей отправной точкой на Урал. И теперь, чтобы не ждать электричку на Ярославль больше часа, я сразу двигаю вдоль ЖД до Балакирево – крайнего поселка Владимирской области, в который Ваня Грозный ссылал тех, кто слишком много балакает. Трепливых, короче.

Ведет туда холмистое шоссе, а пейзажи украшают облака – гонимые ветром призраки неминуемой осени.

 

(как и во всех прошлых рассказах, фотографии можно увеличить нажатием на них внутри страницы; увеличенные фото можно листать в виде slide-show вверх-вниз или вправо-влево. Удобно при высоте экрана более 1000 точек).

 

полудачное сельцо

 

 

ветер, ты могуч

 

С запасом в семь минут я приезжаю на платформу, но ее перегородил длинный грузовой состав! Матерясь на ОАО pid, лезу по сцепке вагонов, кинув байк на насыпь прямо перед проходящим ПДС – но ничего, его не сдуло.

 

Балакирево, платформу перекрыл состав

 

Подъезжает 4-вагонная ЭД4М. Километр езды на ярославском участке стоит три рубля! Провоз велосипеда – те же 60 р. Кондукторша всех помнит наизусть, кто и где выходит.

 

А выхожу я не доезжая Ярославля. Хотя в прошлый раз осмотреть я его не успел, но и сейчас не время, после недосыпа. Поэтому выбираю длинное и нудное шоссе в Тутаев с малым трафиком, но разным качеством. Местами трясет, и от этого сильнее устаешь. Но ветер в спину улучшает настроение и сглаживает путь, за 70 км которого смотреть особо нечего – всего два храма. Пока не густо, но основное – впереди!

 

село Курба, храмовый комплекс

село Курба. Вот это - истинная церковь! Ибо круглая

село Курба. Вот это — истинная церковь! Ибо круглая

ива на ветру и ямы на асфальте

 

Месяц назад я уже посещал Тутаев, но ограничился Романовской стороной, оставив Борисоглебскую сторону как раз на этот случай.

«Магнитов» и жилых кварталов тут хватает, а историчного не так и много. Жилые здания частично разукрашены – так меньше серости вокруг.

 

цветная окраина Воскресенский собор площадь у ДК паром и УАЗик

 

До вечера еще часа четыре, а я всё не проснусь никак. Покупаю кока-колу, и это адское пойло действует на нервы незамедлительно!

Родник, паром за 35 рублей, и я за Волгой. Начало символически положено, и можно ехать дальше, по тупиковому шоссе к реке Ухра.

 

пустая дорога под вечер

 

На речке – мелкий брод; перехожу его, ополоснувшись, и залегаю на ночь на высоком берегу, преодолев 138 км от рассвета до заката без напряга и лосизма, но в полусне. Осталось выспаться, а завтра – Пошехонье.

 

8 авг. (день 1), 2,5 часа сна, 3 км «домашних», +19 км Александров-Балакирево, +116 км (11-20:30), п. Козьмодемьянск ~ Курба ~ Никульское ~ ТУТАЕВ ~ Ясиплево ~ Першино ~ Богдановка.


 

Встаю с утра – а мир слегка плывет, как пьяный. Подозреваю, что от кока-колы. Вот же пакость!

Часа за два оно прошло, и я поехал вдоль Ухры через Арефино. Тут и большак, и перелаз, и грязь в низине. Один раз намотало – приходится пустить в ход палку.

 

меня заметить не легко

меня заметить не легко

дряблые, грибастые березы

подсолнухи здесь хилые

подсолнухи здесь хилые

село Арефино. Береза, храм, дома полужилые

 

Потом – пустой асфальт на весь остаток дня. Шоссе от Рыбинска переложили по большей части, и теплый ветер подгоняет – ехать хорошо!

 

осина на ветру, шоссе на Пошехонье

 

Почем же яблоки у придорожных бабок? Полтинник за ведро! Ведро я не осилю. А бабки говорят – бери так, сколько хочешь! Предлагаю 20 р. – не взяли. «На них и хлеба не купить…» Что ж, кладу в рюкзак штук 8 яблок и приближаюсь к Пошехонью, где сыра, вроде бы, уже и нет, одно название осталось.

 

Река Шексна когда-то называлась Шехонь, а местность – Пошехонь(е). Сам городок (6 тыс. чел.) имеет полукругло-лучевую планировку, почти как центр Костромы, только уменьшенный в разы. «Лучи» соединяются на главной площади – тут парк на берегу Согожи, собор, торговые ряды и несколько домов постройки 19 века.

 

Троицкий собор прибрежный парк главная площадь городка

дом купцов Шалаевых

бабка лихо входит в поворот

 

Поодаль есть два «Дикси» и «Магнит», а на одной из деревянных двухэтажных улиц я замечаю двух туристов. Под вечер вторника прохожих очень мало, как будто это город-призрак.

 

барачный дом из бревен серебристо-голубые ивы

 

Дальнейший путь сегодня прост – на север до заката, сколько влезет. Немного холодает, но ночи теплые пока, не ниже +16.

На ночь прячусь от дороги за рощей близ пустой деревни Гвоздево, что символично: Валя Гвоздев с группой где-то близко, но пересечься нам не суждено.

 

9 авг. (день 2), +88 км (12-20:30), Починок-Болотово ~ Арефино ~ Вощиково ~ Кременево ~ ПОШЕХОНЬЕ ~ Курбатово ~ Гвоздево, итого 226 км.


 

Можно сказать, что Русский Север начинается – я проезжаю характерные деревни из некрашеных бревенчатых домов. Асфальт проложен до последнего села, местами даже ровный. В долинах малых речек – красивые луга и перелески.

 

луга, кусты и лоскуты асфальта почти что Русский Север дорога грязная - в деревне что-то пашет тишь да гладь, и две машины в час

 

Пока сидел за придорожным столиком на перекусе, не видел ни одной машины за 40-45 минут.

Вот еду дальше, рассуждая про себя – ведь большинство этих дорог отсыпали при СССР. Сколько же всего тогда построили! Колхозы, фермы – многое пришло в упадок. Но что-то всё-таки работает, не бросать же землю.

 

Рассматривая дома карты, я решил рискнуть на перелаз в 4 брода. Межобластной, и даже межфедеральноокружной. Но если б знал, что меня ждет – погнал бы через чистый Грязовец, к дублеру трассы «Холмогоры»…

 

брод номер раз, тут всё путем

брод номер раз, тут всё путем

.

тут жизни нет, одни дрова

тут жизни нет, одни дрова

 

Первый брод прошел успешно. После лесовоза муть осела, я даже искупал себя и вел. Вот только зря! За последней жилой деревней Ярославской области начинается конкретная лесовозная дорога – ни в сказке сказать, ни бульдозером обкатать. По большей части – грязная колея по колено высотой. После второго небольшого брода понимаю, что обносить всё это смысла нет. Хоть радует, что мало комаров…

 

водитель лесовоза вряд ли ждал велосипед

водитель лесовоза вряд ли ждал велосипед

 

Но это надо видеть! Всамделишный вело-спецназ, используя слова Володи. А на третьем броде так вообще атас! На дне – два дециметра ила, как трясина, повсюду грязь и топь. Приходится перебираться в два захода и напрягать все силы, чтобы не рухнуть в воду с рюкзаком наперевес. Передвигаюсь в шлепанцах – один из них чуть не оставил в иле, но всё-таки нащупал в глубине и спас.

 

байк перенес, велорюкзак лежит на полпути

байк перенес, велорюкзак лежит на полпути

 

В итоге – не ударил в грязь лицом в обоих смыслах. Еще два небольших холма, и я перехожу четвертый брод – простецкий ручеек, такая вот граница Вологодской области. И поднимаюсь в предвкушении приемлемой дороги от крайнего селения.

 

край Вологодской области

 

Но фиг бы там! Деревня полудохлая, и от неё ведет всё та же долбаная лесовозка, разъезженная вдрызг! Когда-то это был большак… Мне снова намотало на колеса, но я упорно пру вперёд. Кроссовки и носки так и остались в сумке ждать другой черёд…

 

была дорога, да деревни вымерли

была дорога, да деревни вымерли

 

И наконец, лес расступается, открыв куст деревень, и появляется нормальный насыпной проселок. А позже – гладкая бетонка. То есть, я ожидал асфальт, но получаю даже лучше. Вот только время уже семь – на два десятка тех жестоких верст ушло часа четыре…

 

куст деревень с красивыми холмами внезапно не асфальт, а гладкая бетонка

 

По плану у меня ночевка не доезжая Вологды, перед холмами Кирики-Улиты, а мне до них почти что 40 км. И я включаю третью скорость. Но пологие холмы мне не дают осилить больше 18-ти за час, даже несмотря на быстрый перекус (изюм, овсяное печенье, козинаки, минералка, шоколад).

Тем временем, бетонка плавно перешла в асфальт, а ближе к Вологде и дачный трафик появился. Ни ручейка, ни речки, ни колонки – где ноги вымыть?.. Поеду к роднику под теми самыми холмами. Надеюсь, сумерки тут будут подлиннее.

 

У родника в лесу я ровно в девять. Темнеет на глазах, а там какая-то компания тусуется! Прислушиваюсь – женщины и дети есть, и еду на «святой» источник, который – попросту колодец, а вода в нем мутная (но позже отстоялась). Висят иконы и молитвы, которые желательно прочесть до пития сего раствора! Ага, чтоб днище не пробило или еще чего похуже. Есть и кустарные купели (М и Ж), где отмываю свои ноги.

Компания у столика сидит большая и распевает песни, что сродни цыганским, но их язык общения напоминает украинский. Так и не понял, кто же это. Курить и выпивать запрещено табличкой, но им плевать.

 

Становится еще темнее. Включаю карту и жалею, что не нашел воды пораньше. Фигня эти Улиты! Свернув с дороги, попадаю в силос – вонища, блин! Включив налобник, еду дальше, поскольку сумерки закончились и здесь. Еще попытка – снова вонь. Сдаю назад по краю ельника, где нахожу поляну ровно в 22 часа…

 

10 авг. (день 3), +98 км (11:30-22), Гвоздево ~ Колодино ~ Шомино ~ Починок ~ Перьево ~ Непотягово, итого 324 км.

 

Больше снимков и в большем разрешении можно посмотреть на Я.Фотках

(почти все снимки привязаны к местности и смотрибельны на карте).

 

=> ПРОДОЛЖЕНИЕ: Вологда, «душа Русского Севера» =>


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Роман:

    Начало боевое. Про велоспецназ — точно )

  2. Владимир Кулигин:

    Очень здорово и интересно!!! Люблю приключения!

  3. Леха:

    Если от грунтовки на спутнике видны съезды «в никуда», от которых потом растут проплешины такими «усами» — значит лесозаготовители там нагадили. Они везде всё уже испохабили.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост