4 марта 201716:23

От Брянска до Тулы вдоль южных границ среднерусских лесов

Седьмой месяц – сентябрь – так и не подарил в этом году теплыни «Центральному» (то есть, западному) федеральному округу. Не считая самого начала месяца – то было продолжение августа, в конце которого завершился мой северный поход, а вместе с ним и сезон отпусков.

А потом климатическое лето дрогнуло под натиском свежих осенних санкций. Дорогу азорскому антициклону упорно блокировали где-то у границы с РФ, и оставалось подмосковичам стыть и мокнуть. Одно лишь было утешение: городской воздух становился чище.

 

Серый сумрак цедит

затяжные дожди.

Тротуары, как блюдечко, вымыты.

Неужели тепло

безнадежно ушло?

Где же ты, потепление климата?..

 

Почти каждый вечер с надеждой, да и просто с интересом просматривал я сводки [не]погод на ближайшее будущее. Поначалу пророчили дней 10 ясных и терпимых (до +16) как раз на стыке с восьмым месяцем – октябрем. Вдохновившись, потратил я один из вечеров на прикидку нитки Россошь-Брянск. Но вскоре стало ясно, что нитка сия останется в проекте: погодные рэсурсы грозились обломать все малины! Ну, то есть яблоки.

 

Однако! Пусть и не на 10 дней, а всего на 4-5, но средиземные воздушные массы пробьются-таки через Украину и весьма удачно захватят первые выходные октября – даже отпрашиваться не придется.

 

Маршрут клеится быстро; теплые ветра дуют с юго-запада, и я выбираю заброску утренним поездом Москва-Брянск. Ради этого придется сильно недоспать, но другого шанса за сезон не будет!

 

…В четверг, прокатившись на «Ласточке» по недавно введенному МЦК, заезжаю на Киевский вокзал – ни разу там не был. Кассирша попадается неосведомленная, и багажный билет на велосипед повергает её в пучину непонимания. Но ситуацию разруливает начальница. А ведь приедь я утром – можно так и поезд пропустить…

И вот на следующий день ни свет ни заря я качу через полгорода по пустым столичным улицам. «Только бы не проколоться!» – бывает, думается в таких ситуациях. После карельских поломок заменено заднее колесо, и одна из покрышек у меня теперь не антипрокольная, а вполне обычная.

 

Но всё идёт путём, и за 20 минут до отправления я готовлюсь паковать байк в чехол у нужного вагона. И тут приветливый проводник с характерной брянской внешностью говорит – мол, не разбирай, а просто поставь в соседний тамбур!

Вот это сервис! Чего еще желать? Пробую дремать в откидном кресле, но получается оно плохо. Включаю музыку и смотрю в окно – редко я ездил по этому направлению. За Угрой начинаются открытые места – холмистые поля, луга и рощи. Красиво! Но как-нибудь потом. А к югу от Сухиничей – опять леса, и тянется их полоса до самой до краины.

 

…Станция Брянск-Орловский. Только выхожу – и тут же солнце пробивается сквозь облачную дымку! Однако всё ещё прохладно.

 

(как и ранее, фотографии можно увеличить нажатием на них внутри страницы; увеличенные фото можно листать в виде slide-show вверх-вниз или вправо-влево. Удобно при высоте экрана более 1000 точек).

 

станция Брянск-Орловский

 

 

станция Брянск-Орловский

 

Вдох-выдох. Нужно разогнать остатки сна. А воздух сладковатый, как и в прошлогоднем Воронеже, но другой. Надуло со степей?..

 

Осмотр Брянска оставлю на будущее. Каким-то образом мне сразу здесь понравилось, и коли судьба позволит, я обязательно катну сюда в ближайшие года, к земле на стыке трёх славянских стран. А пока ограничусь небольшим заездом на мост над рекой Десна. Где-то далеко отсюда, у её слияния с Днепром, стоит стольный град Киев…

 

р. Десна сквер им. Ленина развязка близ вокзала

 

В очередной раз я пользуюсь наработками уважаемого Валентина Гвоздева, который в мае закончил в Брянске путь своей немаленькой группы. Они пробрались с северо-востока через бывшие разработки фосфоритов, со спутника напоминающие веера. Карьеры стали длинными прудами, а между ними вырос лес.

 

клёны сосенки осенний лес клёны

 

Местный лес радует своим разнообразием лиственных пород – сказывается относительно южное расположение. И буйство осенних красок здесь проявляется ярче и глубже. Недостает лишь голубизны неба – оно покрыто тонкой серой пеленой.

 

Час дня. Пора перекусить на берегу пруда. Холодная стоячая зеленая вода вполне подходит, чтоб умыться, а большего мне и не надо.

 

За прудами встречаются зарастающие луга, напомнившие мне октябрьский поход в Завидово 2011 года. Но тут красивее!

 

брянский лес молодая сосновая поросль

 

Мое первое знакомство с Брянщиной получается кратким: областной центр находится всего в 20 км от калужской границы. Чтобы ее пересечь, приходится проехать 6 км по трассе М-3, но это ничуть не напрягло – трасса довольно пустая.

 

трасса М-3, граница областей трасса М-3, граница областей

 

Калужская область – наверно, самая процветающая в «центральном» Нечерноземье. Свернув с трассы, попадаю на пустое, почти идеально ровное шоссе, ведущее через несколько крупных сёл. Небо, наконец, голубеет, дополняя тихие сельские пейзажи.

 

тихое шоссе на Хвастовичи ветвистые ивы

 

Вокруг много нетривиальных названий: Колодяссы, Огорь, Улемец, Овсорок, Трясоголов. Но есть и более привычные «московскому» уху.

 

Хвастовичский уезд ... ясень на ветру

 

Природа здесь напоминает северо-запад Подмосковья, а ведь нахожусь я на 300 км южнее!

 

красивый рядок поля южно-калужские родник придорожный береза в чистом поле

 

Проехав Бояновичи, Нехочи и Пеневичи, достигаю самого южного райцентра Калужской области – села Хвастовичи. Это одно из самых благоустроенных сёл РФ.

 

огненный клён храм Ленин дом культуры уголок дом образцового содержания

 

На закате с запада наползают тучки, чуток поморосив, и над долиной раскидывается скоротечная радуга…

 

Зрелой осенью дни уже не балуют длиной. Заночевать решаю на поросшем сосенками спуске к реке Рессета, название которой у меня почему-то ассоциируется с кнопкой «Reset». Жесткая перезагрузка мне не нужна, а вот крепкий сон очень даже не помешает.

Выбрав место, раскладываю вещи, а по небу ползет еще одна локальная туча – прямо надо мной. Быстро накрываю плащом разложенные вещи и сворачиваю палатку, пережидая краткий дождь. Он слегка меня подмочил, но налетевших комаров и мошку я никак не ожидал! Их немного, но всё же…

 

Стемнело, и небо проясняет бесчисленные звезды. Любуюсь я на них недолго – клонит в сон, и в полдесятого я отрубаюсь, как дитя…

 

30 сентября, 20 км «домашних» +81 км (11-18:30), БРЯНСК ~ Козелкино ~ Авдеевка ~ Нехочи ~ Хвастовичи ~ Красное, итого 101 км.

 

Больше снимков и в большем разрешении можно посмотреть на Я.Фотках

(почти все снимки привязаны к местности и смотрибельны на карте).

 

=> ПРОДОЛЖЕНИЕ: Орловское полесье =>


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Дима — самый путешествующий вело товарищ из велосипедных форм жизни. И уж точно самый плодовитый на истории. Вот уже и новая началась. Очень художественно, очень литературно. Люблю когда много текста. Замечательно, пора уже и продолжение.

    1. Дякую! Дела есть пока, так что потерпите чуток, дорогие читатели. =)

  2. Иван Гонтюрев:

    Хвастовичи, недалеко от этого места я провел свою добрую половину детства. Как только ты выехал из Брянска в сторону Калужской области сразу подумалось что поедешь мимо Хвастовичей 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост