12 мая 201719:19

Двинуть вдоль Двины.

img_1953_1

Захотелось мне на майские скатать вдоль рек Ловать, Двина, Волга, Держа. Долгими зимними вечерами гадал на растровых и векторных картах, спутниковых снимках, рисовал маршрут. И даже желающие присоединиться нашлись. 

 

Устроили несколько тренировочных выездов, собрались, и поехали. Но не все было так просто. 

 

Весна 2017 выдалась долгой и суровой. Сначала был экстремально теплый март. Велосипедисты разлимонились, ожидая продолжения в том же духе. Но на смену теплому марту пришел экстремально холодный и дождливый апрель.  (кто-то их местами переставил)

Билеты взяли на 28 апреля. Накануне шли проливные дожди, и прогноз погоды ничего хорошего не обещал, во всяком случае на первые пару дней похода. Собирая вещи и пакуя рюкзак в гараже, я слушал барабанную дробь дождя по крыше. И надежды, что хотя бы до вокзала удастся доехать относительно сухим, потихоньку таяли. Так оно и получилось. Как только я выехал из гаража, ливануло по полной программе… Дождь лил все время, пока я ждал электричку, пока ехал на ней до вокзала (наверное, поэтому она заблудилась. Должна была приехать на Рижский вокзал, а в указанное в расписании время меня привезли на пл. Ржевская. Ну да ладно, добрался). Разбирать велосипед и паковать его в чехол перед поездом тоже пришлось под дождем. Правда, под мелким и моросящим. В конце концов мы решились на нестандартный шаг — затащили полуразобранные велы в вагон и окончательно перевели их в упакованный формат уже в тамбуре. Под крышей.

 

Закинули велосипеды на третью полку, поехали. И даже подремать немножко удалось. 

 

День 1. 29 апреля.

Ночью дождь нещадно хлестал по окнам вагона. А утром мы вылезли из теплого вагона на платформу станции Великие Луки. Дождя практически не было (мелкая морось за дождь не считается). Оглядев суровую окружающую действительность, данную нам в ощущениях сырости и холода,  приступили к расчехлению и сборке велосипедов. 

 

Билайн с его тарифным планом, обещавшим интернет по всей России, оказался на высоте. Как выяснилось, с точки  зрения пчелайна, Псковская область никакого отношения к России не имеет — это совсем независимое государство. И находить Билайновские базовые станции мой телефон он не захотел. У МТС на эту тему оказалось несколько другое мнение. Короче, я переключил передачу данных с Билайна на МТС, и мы посмотрели уточненный прогноз погоды. (После его просмотра у нас двоих вырвалась одна и та же фраза: «Ух, ёёёё…», сопровождавшаяся двумя тяжелыми вздохами. Одновременно. )

 

Но делать было нечего. Возвращаться из-за того, что на ближайшие дни обещают по 10-15 мм осадков, холод днем и заморозки ночью, мы не стали. 

Велосипеды собраны, рюкзаки на них водружены, стоять на платформе было холодно. 

 

-Поехали. Может, хоть на ходу согреемся. 

 

Судя по глубоким лужам и ручьям, текущим по городским улицам, противопожарные мероприятия, затеянные погодой, удались на славу. Хорошо еще, утром транспорта было мало, и нас никто водой не обдавал. Так мы выехали из города и двинули по асфальтовой дороге в сторону дер. Подберезье. 

 

 

Дождик иногда начинал капать, но вскоре переставал. И даже разрывы в облаках появились, сквозь них голубое небо просвечивало и солнце иногда было видно. 

Асфальт вполне приемлемой степени разбитости закончился в дер Дрепино, дальше начался грейдерок. 

А в Подберезье закончился и грейдер, началась грунтовка. Она оказалась вполне пригодная для езды на велосипеде, хотя из-за особо простой ее не назовешь.

 

 

Мы отъехали от деревни, стали искать место ночевки. К берегу Ловати решили не стремиться — он в этом месте низкий, заболоченный, и заросший кустами.

 

 

Мы заночевали в лесу на берегу ручья — притока Ловати.  Натаскали сухих ольховых дров, развели костер и согрелись.

 

 

А чтобы не входить в противоречие с обещанным дождем, натянули тент. Поужинали, и завалились спать. 

Ночью начался дождь, и шел он до самого утра включительно. 

 

 

Фотки — https://fotki.yandex.ru/users/maxcomp/album/171657/

Трек — https://www.strava.com/activities/977211946

 

Пройдено 75 км. 

 

День 2. 30 апреля.

 

Нет, еще пока не май месяц. Особенно ночью. Утро получилось сырым и холодным. Но сухие дрова, которые мы с вечера укрыли под тентом, обеспечили жаркий костер. Позавтракали, собрались, и покатили дальше по дороге. Через 10 км она обещала закончиться в другой деревне с названием Подберезье, но относящейся уже к Локнянскому району. ( Подберезье, которое мы проехали вчера, относилось к другому району, Великолукскому. У тех, кто названия местным деревням придумывал, с фантазией оказались проблемы.)

 

 

Поначалу по дороге по большей части удавалось ехать. А ближе к Подберезью качество дороги ухудшилось. Она оказалась сильно разбита гусеничной техникой и расквашена дождями. Ехать по ней уже не получалось (глина наматывалась на колеса), и нам пришлось катить велосипеды по ее «дублеру», проложенному прямо по траве и кустам.

 

 

А в Подберезье начался асфальт. И одновременно с ним — дождь. Временами — сильный. Мы надели непромокайки, и поехали побыстрее, чтобы на ходу согреться. 

Так до вечера и ехали, слушая барабанную дробь дождевых капель по капюшону. Фотографии делать не получалось из-за моментально запотевающих линз.

Проехали Холм. Заскочили в местную «Пятерку» за хлебом и быстро покрутили дальше.

Останавливаться даже ненадолго совсем не хотелось — сразу же начинал одолевать холод. Поначалу хотели завернуть на р. Бол. Тудер, глянуть на водопад под названием «голубая Лагуна». Но не стали — даже непромокаемая одежда за целый день езды под неслабым дождем намокла, и нам хотелось побыстрее встать на ночевку. Очень сильно согревала душу мысль о том, что в рюкзаке вся одежда  и спальник лежат в гермомешках, и должны оказаться сухими. 

 

Место для ночевки нашли не сразу. То нет ровной площадки для палатки, то под ногами все хлюпает, то вода в речке (Мал. Тудер) оказалась сильно взбаламученной и непригодной для питья.   Наконец попалась на глаза речка Батутинка (приток мал. Тудера), с прозрачной водой и мы плюхнули свои кости на лугу рядом с берегом.  Дров нет, ну и не надо — на горелке приготовим.

 

Фотки- https://fotki.yandex.ru/users/maxcomp/album/171658/

Трек- https://www.strava.com/activities/977211949

Пройдено 73 км.

 

День 3. 1 мая.

 

С утра было хмуро и  холодно. И дождик иногда брызгал. Но уже не такой сильный, как вчера. А вся ходовая одежда со вчерашнего вечера мокрая вдрызг. Понятно, что правильное термобелье согревает, даже будучи промокшим, но чтобы его надеть на себя утром, сняв предварительно теплую и сухую флиску, надо сделать над собой волевое усилие. Процесс переодевания сопровождался воплями, ахами, и тяжкими вздохами. Если дождя не будет хотя бы полчаса, то вся одежда успеет просохнуть. А если опять задождит, тогда… О том, что будет тогда, думать не хотелось. Так что теплые и сухие вещи были убраны в гермомешки, чтобы они и вечером они остались такими же сухими. 

Мы быстро собрались, вышли на дорогу и покатили в сторону Торопца.  А потом как-то потихоньку распогодилось, облака разбежались и выглянуло солнце. 

Соответственно на душе стало повеселее. Хотя все равно было холодно, даже на солнце. Да еще ветер дул в направлении вмордувинд. 

 

Ближе к границе областей асфальтовая дорога превратилась в грейдер, но вскоре опять стала асфальтовой. Теперь мы находились на территории Торопецкого района Тверской области. Местность изменилась. Раньше она была плоской, как стол. А теперь появился рельеф — короткие и крутые подъемчики, и такие же спуски. Крутить педали стало полегче: Пока едешь вниз, успеваешь отдохнуть. Но через полкилометра опять приходится повкручивать. 

 

А погода ближе к вечеру стала портиться. На небе появилась хмарь, плавно переходящая в мрачные тучи. И слегка закапало. Хотя до запланированного места ночевки оставалось около 5 км, мы не стали дожидаться усиления дождя.  Увидев симпатичную речку с хвойным лесом на высоком берегу, мы устремились в этот лес. Там быстро, в 4 руки, поставили палатку, установили прямо над ней тент и развели костер. И тут с неба ливануло, засверкало, загрохотало. А у нас все было сухо и уютно. Костер горит и потрескивает, каша варится и пыхтит, все вещи сухие, и одежда на нас — тоже. 

 

Речка, на берегу которой мы обосновались, имела незамысловатое название Ока. (Не путать с другой одноименной речкой, которая впадает в Волгу, и с третьей, которая впадает в Ангару. Наша Ока впадает в Кунью. )

 

Ну да, не доехали чуток, да и фиг с ним — завтра наверстаем. Зато до дождя  успели.

 

Трек — https://www.strava.com/activities/977211953

Фотки — https://fotki.yandex.ru/users/maxcomp/album/171659/

Пройдено 56 км. 

 

День 4, 2 мая.

 

Утром мне пришлось выдирать из своего бренного тела клеща. Ночью, гад, впился. Выдрал, и отправил греться иксодовую тварь в костер. Вот ведь, такой холод стоит, а клещам все равно…

На небе — ни облачка, на душе, соответственно, тоже. Собираемся, едем дальше.  

 

Запланированный на этот день достоприм (музей партизанской славы в дер Пожня) оказался закрыт. Так что мы сделали фотографию музея снаружи и поехали дальше. 

 

 

Дальше въехали в Торопец, посидели на городском пляже на берегу озера Соломино. Пляж был пустой, желающих купаться не было. (не май месяц на улице).

 

 

Потом закупились продуктами и поехали к Понизовью. Погода хорошая — хотя и холодно, но сухо. Леса вокруг уютные — сосны и елки. Ветер стал дуть в спину, (а мы вообще-то правильно едем?) Дорога под колесами асфальтовая, только карабкается все время в гору (Похоже, все таки едем правильно). 

 

 

А после Понизовья асфальт сменился грейдером, потом грейдер сменился лесной грунтовкой, которая вела нас в чащу леса. Там на заранее присмотренном месте хотелось бы сделать дневку. 

 

 

Проехали череду заброшенных и полуразрушенных деревень. 

 

 

Местами на дороге лежал слой снега. Тепла толком еще не было, не успел растаять. Видно, что по дороге с зимы не ездили — иначе на размокшем грунте и на снегу остались бы бы следы автомобилей.

 

Но дорога была хорошо накатанная, завалов практически не было.

 

Только некоторое количество луж во всю ширину дороги да парочка бродов. Ну мы калачи тертые — где обходили их по краю, где преодолевали с ходу. Эдакая дорога 1000 ручьев, только в лайт-версии. 

 

 

К вечеру добрались до запланированного места дневки. За 8 лет место изменилось: там появился навес (раньше не было), и накатанная колея (раньше подойти к берегу можно было только с воды). Но все было чисто, опрятно, никакого мусора не валялось. Кострище, которое я сделал 8 лет назад находилось на прежнем месте, но теперь оказалось обложено камнями из речки.  А под навесом лежали сухие сосновые дрова. Правда, очень большие для наших надобностей. 

 

Я сходил в лес и притащил сухую сосну нашего любимого размера, (Роман тем временем успел поставить палатку), напилил дров (Роман тем временем успел развести костер и начал готовить ужин). Потом поужинали, напились чаю вдоволь и завалились спать. 

 

 

Завтра — дневка, спим, пока не лопнем. 

 

Пройдено 70 км.

 

Трек https://www.strava.com/activities/977211956

Фотки https://fotki.yandex.ru/users/maxcomp/album/171661/

 

День 5. 3 мая.

 

Дневка.

 

 

Ночью не хило так вморозило. 

Роман ночью замерз, поэтому поднялся рано и развел костер. 

Сварили завтрак, потом повесили просушиться отсыревшее снаряжение. 

 

Я немножко прогулялся вдоль берега реки.  Влез на горку, где как-то работала сотовая связь, посмотрел прогноз погоды.

 

Тепла не обещали, но и дождей — тоже вроде не будет. Ну вот и хорошо. Ну уж хватит нам осадков. После обеда малость полежал в палатке и подремал часок.

 

Потом подрегулировали задний переключатель на велосипеде Романа, немножко посидели у костра (вдоль реки тянул холодный ветер, и от костра уходить не хотелось), а потом завалились спать. 

 

Фотки — https://fotki.yandex.ru/users/maxcomp/album/171661/

 

День 6. 4 мая.

 

Ночью опять вморозило. У меня под утро шапка свалилась с головы, в результате замерзло одно ухо.  А Роман — замерз сильно. То ли спальник у него неправильный (0 — комфорт), то ли погода не соответствует сезону. Понятно, что в начале мая имеют право быть заморозки и похолодания. Но чтобы такие длительные… 

 

Если бы не пение птиц и не набухшие почки на деревьях, то можно было бы сказать что стоит конец октября. 

 

Утром — залитый солнцем мир. Но холод — собачий. Пальцы рук мерзли, пока собирался. Но потом солнце начало подниматься, стало потеплее.

 

Мы попрощались с уютным местом дневки, и двинулись дальше по роскошной лесной дорожке вдоль Двины.

 

Но вскоре она закончилась — плавно перешла в бетонку, потом начался асфальт.

 

Но с Двиной мы не еще прощаемся — проехали через Андреаполь, и взяли курс на озеро Охват. 

Опять ветер в морду. Довольно сильный. Но едем бодро.

На берегу озера дуло, и долго там стоять не хотелось.  

 

Попытка заночевать на берегу озера в сосновом лесу оказалась неудачной — лес был сильно поврежден пожаром, а полянка, весьма уютная 8 лет назад, оказалась заваленной упавшими деревьями. Но времени до темноты еще много, силы тоже есть. Так что мы поехали дальше, и заночевали в лесу недалеко от озера Корякино. 

 

 

Трек — https://www.strava.com/activities/977211955

Фотки — https://fotki.yandex.ru/users/maxcomp/album/171662/

Пройдено 69 км.

 

День 7. 5 мая.

 

Утром прогулялись к истоку Западной Двины.

 

Часовня, находящаяся тут раньше, оказалась разрушена «природной стихией», вместо нее построили новую. Более прочную. 

Место истока обозначено несколькими табличками, находящимися в разных местах болота. 

 

 

Сам исток находится около самой невзрачной таблички. 

 

Отсюда как раз начинается ручей, и слышно, как под землей вода булькает. 

 

 

Постояли, пофоткались, пополоскали руки в водичке, и поехали дальше. 

 

Немножко проехали по асфальту, добрались до Соблаго и свернули на грейдер в сторону Жукопы. 

Грейдер был хорошо укатан, и ехалось по нему весело и приятно.

 

Километров через 20 основная дорога повернула к деревне Середка (где и должна была закончиться), а мы поехали по другой дороге (которая, как мы надеялись, должна была продолжиться, и вывести нас в Селижаровский район).

 

Тут ехать было непросто из-за рыхлого песка. Местами приходилось идти пешком.

-Поручик Голицын, а может, вернемся?

-20 км возвращаться придется!

-Не, лучше вперед попробовать. Может, ничего страшного и нет.

К нашему счастью, таких пешкодральных участков было не много, и они были короткими. По большей части удавалось аккуратно ехать, хотя и требовалось проявлять некоторое водительское мастерство. Зато лес по сторонам был такой симпатичный, что… на песок под колесами мы внимания и не обращали. 

Перед мостом через речку Ветоженку мы решили пообедать. Сварили чай, посидели, отдохнули. А потом и дорога стало явно комфортнее. Дорога вполне приличного качества продолжалась в сторону деревни Зимник, но ехать туда — был бы для нас хороший такой крюк. Поэтому мы решили попробовать срезать десяток километров по просекам — туда дорожка тоже уходила вполне аппетитная на вид. 

Ну вот мы по ней и поехали.

-Не понравится — вернемся. 

Нельзя сказать, что эта срезка нам так уж прямо понравилась. Лес там вполне на уровне, только вырубок уж очень много. И дорога местами раздолбана тяжелой гусеничной техникой.

 

 

Хорошо, что за несколько дней без дождей тут все успело подсохнуть, и нам пришлось слезать с велосипедов всего раза три. 

А потом мы как-то неожиданно пересекли границу районов, и дорога внезапно стало хорошо укатанной и приятной. 

Тут мы по ней и поехали уже с ветерком.  

 

Дорога потихоньку расширялась, и превратилась в тряский грейдер. Только жилых деревень по пути не встречалось. Одни развалины. На этом фоне нелепым контрастом выглядит коттеджный поселок в бывшей деревне Холм. Рядок совершенно одинаковых красивых домиков. Кому он там нужен?  

 

Заночевали на поляне в еловом лесу на берегу речки Сватолиха. 

 

Трек — https://www.strava.com/activities/977211957

Фотки — https://fotki.yandex.ru/users/maxcomp/album/171663/

Пройдено 70 км. 

 

День 8. 6 мая. 

 

Утром продолжили путь по давешней дорожке. Опять по сторонам — череда брошенных деревень. В лучшем случае — одна-две избы обитаемые, используются как дачи. Остальные строения — руины. 

 

 

Через 13 км, В Дмитрово, выехали на асфальтовую дорогу, и при попутном ветре полетели дальше по маршруту. В принципе, можно было бы и продолжить движение по асфальту, но… скучно же! Все приключения начинаются со слов «Я знаю путь по короткой дороге». Ну вот мы и поехали по короткой дороге, которая на карте ОСМ обозначена как дорога с покрытием. 

 

Насчет покрытия те, кто наносил эту дорогу на карту, почти не ошиблись. 

До речки Хитки дорога была покрыта прошлогодними листьями, вместо обещанного брода там был мостик,

 

А после моста дорога была покрыта толстым слоем прошлогодней травы. О том, что это является дорогой, напоминали глубокие колеи, между которыми уже начали расти березки.

 

 

Не уверен, что там можно будет проехать недели через три, когда вырастет новая трава…  Но сейчас мы просто прошли с километр пешком, а в Бол. Яшкино у нас уже получилось ехать. 

Дорога от Яшкино вывела нас в Оковец, где мы завернули к святому источнику. 

 

 

Около источника вовсю ведется торговля. Водой и пирожками. Впрочем, воду пока еще дают набирать бесплатно. А пирожки оказались вкусными. И относительно дешевыми. (относительно их размера, естественно)

 

После Оковца мы поехали по грейдеру в сторону Ржева. 

До Пустошки грейдер оказался засыпан щебнем, и по этой причине на нем слегка потряхивало. А потом мы въехали на территорию Ржевского района, и там грейдер стал гладким и укатанным. 

 

Ближе к вечеру погода опять стала портиться. На небе появились мрачные облака, усилился ветер, и периодически начинал капать дождь. Непромокайки были переведены в боевое положение, в результате дождь малость приутих. 

 

Поначалу была мысль устроиться на ночевку на берегу Волги, но вдоль реки тянул злой холодный ветер…

 

 

Мы постояли не мосту, посовещались, и единогласно решили ехать дальше. В такую погоду хотелось ночевать в густом лесу на берегу маленького ручья. 

Густой еловый лес, удовлетворяющий условиям ТЗ, нашелся в нескольких километрах за Волгой. Дров хватает, вода есть, а больше нам ничего и не требовалось. Вечером опять всерьез задождило, но к этому времени костер горел, ужин был сварен, а тент и палатка давно были установлены. 

 

Трек — https://www.strava.com/activities/977211975

Фотки- https://fotki.yandex.ru/users/maxcomp/album/171664/

 

Пройдено 84 км.

 

День 9. 7 мая. 

 

С утра было хмуро и холодно. Иногда начинал капать небольшой дождик, дул ледяной ветер. Собрались, выкатились на дорогу и поехали по асфальтовой дороге в сторону Ржева.

 

 

Задача стояла предельно простая и понятная — добраться до скального каньона Держи, и заночевать там. А завтра мы должны грунтовыми и грейдерными дорожками добраться до Шаховской.

Но в Ржеве я посмотрел прогноз погоды на ближайшие пару дней… . Вот такой заподлянки от атмосферы мы ну никак не ожидали. Конечно, можно было бы продолжить движение согласно запланированному графику, но… я представил — каково будет преодолевать брод по пояс глубиной под дождеснегом при околонулевой температуре, а потом ехать по раскисшим грунтовкам, стремясь успеть на последнюю электричку.  Можно, конечно, но это уже не в радость будет. Посмотрели расписание поездов — оказалось, через пару часов обещают поезд до Шаховской. 

Вот так мы и решили отложить посещение Держи на потом (когда потеплеет и подсохнет). Возможно, конечно, это проявление трусости, малодушия, и дезертирство. А возможно, отступление на заранее подготовленные позиции. 

 

Вот как-то так…

 

Трек — https://www.strava.com/activities/977211966

Фотки — https://fotki.yandex.ru/users/maxcomp/album/171665/

 

Пройдено 50 км. 

 

 

Итоги:

 

 

За 9 дней пройдено больше 500 км. 

 

Выводы: 

  1. В общем и в целом понравилось. Хотя нельзя сказать, что повезло с погодой — таких холодных майских праздников давненько не было.  Я набрал кучу теплых и непромокаемых вещей (термобелье, флиска, носки) — пригодилось все! 
  2. Команда — выше всяких похвал. Отлично согласованные действия всех участников утром и вечером оставляли время на общение с природой и друг с другом.  Все таки самый оптимальный размер группы — 2-3 человека.  Роману — респект и уважуха. 
  3. С Держей в этот раз не склалось по метеоусловиям — то есть у  меня остался должок. Который, естественно, платежом красен.  Потеплеет, появится возможность купаться (не стуча зубами от холода) — буду этот долг возвращать. С процентами (по ставке рефинансирования ЦБ РФ).
  4. Маршрут хорош и может быть рекомендован для прохождения весной. Или осенью. Летом там, скорее всего, многие грунтовые дорожки окажутся непроезжабельны на велосипеде из-за высокой травы, стоянки неудобны из-за отсутствия воды и изобилия злых кровососов. 

 

 


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Наташа:

    Леса красивые, особенно сосновые. Безлюдье и чистота. Ни одной нагруженной трассы не попадалось?

    1. Безлюдье… Эти деревни заброшены уже в 2000-е. Вроде все есть- дорога, электричество, автобуные остановки, почта, магазин, школа. Нет только людей.

      Жизнь хоть как-то теплится только в райцентрах. Несмотря на то, что практически все местные промышленные предприятия доведены эффективными манагерами до состояния руин. Ну еще в 5 км от РЦ что-то обитаемое попадается. Дальше- брошенные деревни, зарастающие поля, разрушенные фермы, ржавеющая сельхозтехника…

      И это не горные районы восточной сибири, где до ближайшего населенного пункта 200 км по прямой через три категорийных перевала. Это самая что ни на есть густонаселенная центральная Россия- Псковская, Новгородская, Тверская области. Еще лет 30 назад тут везде кипела жизнь. А сейчас вспаханные и обработанные поля мы видели только в одном месте. За 550 км пути.

  2. Валерий:

    ЗАВИДУЮ!!! И желаю удачи!

  3. Замечательнейший поход и интереснейшее описание. Трудности и сложности это то, что помнится потом лучше всего. Хотя конечно иногда и думается, да ну его нафиг, такие трудности.

  4. Александр:

    Отличный отчёт! Спасибо!

  5. Иван Гонтюрев:

    Максим, а с клещем не страшно было? Или прививка?

    1. Максим Компаниец:

      Ясно дело, ничего хорошего в укусе клеща нет. Но и страха особого тоже нет.
      Потому что клещей бояться- из дома не выходить. (вероятность клещевой атаки ненулевая даже при прогулке по любому московскому скверу).

      Прививку от энцефалита не делал. Потому что слишком хорошо представляю состояние нашей медицины вообще и фармакологической отрасли в частности.

      Пару лет назад, ранней весной, я сунулся было в районную поликлинику с такой задачей, потом тыкался в платные конторы, пытался через гугл искать, звонил куда-то. В результате потратил несколько дней на поиск места, где могли бы такую прививку сделать, (даже за деньги) но поиск успехом не увенчался. Меня просто по кругу гоняли, и все.

      Сейчас, возможно, и изменилось что-нибудь. Но, учитывая экономическую ситуацию в стране, измениться могло только в худшую сторону.

      В общем, плюнул на эту прививку. К тому же от боррелиоза никаких прививок не придумано.

      Часто рекомендуют выдранного клеща на анализ сдать. Ну и куда мне его надо было сдавать? И что делать в случае положительного результата? (даже если это результат будет получен в ходе анализа, а не придуман на ходу) Раз уж я в городе-герое Москве ничего найти не смог, на что можно расчитывать в какого-нибудь районе Тверской области? Не говоря уж о Псковской, Новгородской, и иже с ними…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост