Cоздание персональной библиотеки походных геоданных в навигаторах Garmin — BikeLifeForms
 
24 мая 201623:50

Cоздание персональной библиотеки походных геоданных в навигаторах Garmin

История эта произошла несколько лет назад в одном из моих двухдневных велопоходов выходного дня.

Решили мы прокатиться в октябре по мещере. Как обычно — погадали на картах, нарисовали маршрут, загрузили его в навигатор, и поехали. Ну и как это частенько бывает, в первый день слегка задержались. Сначала пришлось регулировать тормоза на велосипеде одной из участниц, потом камеру прокололи, потом потратили кучу времени на преодоление брода.

 

А световой день в наших краях в октябре длинным не назовешь. И в результате темнота нас застала километрах в двадцати от запланированного места ночевки (которую задумывалось устроить в сосновом лесу на берегу реки).
Ну вроде ничего страшного в этом нет. Нельзя сказать, что темнота застала нас врасплох. Мы немножко изменили маршрут, срезали петлю, тем самым прилично сократили километраж. А завтра пораньше надо будет выехать, и добрать недостающее. Но на ночевку нужно останавливаться где-то здесь и сейчас. И вот тут я вспомнил, что лет пять назад уже был в этих местах, и совсем недалеко отсюда, в неплохом лесу был родник. И сейчас нам бы его найти было бы весьма кстати. А попробуй вспомни, где тут этот родник — времени прошло много, вокруг темнота, хоть глаз коли, да еще и мы подъезжаем к этому месту с другой стороны, чем тогда. От дороги, по которой мы ехали, до родника, помнится, надо было метров триста по тропинке пройти. Но ни родник, ни тропинка, на карте нанесены не были. Я тогда честно попробовал поискать тот родник, подсечь тропинку, пару раз углублялся в лес, пытался извлечь из глубин своей памяти какие-то детали… и все тщетно. Группа ожидала меня на дороге, участники начали подмерзать, и командир (в том походе я был обычным участником) принял единственно верное в той ситуации решение — заночевать в том месте, где придется. Заночевали, конечно, только не в сосновом лесу а в кустах, и воду брали не из родничка, а из дренажной канавы. Самое обидное, что дома, на компьютере, лежал и трек того моего похода пятилетней давности, и координаты точки с родником (хватило ума тогда их сохранить на всякий случай). И вот этот всякий случай настал — а оказалось, что загрузить тот трек в навигатор я не догадался.

Как выяснилось, я тогда не дошёл до того родника жалких полсотни метров! Но выяснилось это позже, уже дома, за компьютером. В процессе сравнения треков. Сказались сразу много факторов — Темнота, усталость, желание побыстрее достичь цели… Ну обидно же!

Вот тогда у меня и появилась идея попробовать хранить все свои походные геоданные (треки и точки) не только на домашнем компьютере, но и на самом навигаторе. Чтобы их можно было быстро найти и посмотреть в любой момент, как только в этом возникнет необходимость. Потому что заранее знать, что именно потребуется, не всегда получается, Ну кто мог накануне предположить, что мы поедем по этой дорожке, если первоначальная версия маршрута проходила довольно далеко отсюда.

 

Disclaimer — если вы считаете проблему надуманной, и возникшей только в моем воспаленном мозгу — можете дальше не читать.

 

 

Введение и постановка задачи.

 

Сформулировав для самого себя задачу, я приступил к её решению. Первым делом перетряс пыльные архивы на дисках, собрал все файлы геоданных, относящиееся к моим походам, в одном месте.  Преобразовал их в единый формат. Потом извлек из них все маршрутные точки (неочевидные повороты, удобные места стоянок, роднички, и прочая полезная информация, которая на картах обычно не наносится), запустил программу MapSource и объединил их в один файл… И сразу же столкнулся с первой проблемой — в мой тогдашний навигатор можно было загрузить не более 500 точек, а у меня в списке уже находилось больше тысячи. Когда покупал навигатор (E-Trex Vista Cx), казалось, что пяти сотен точек хватит на всю мою жизнь, да еще и внукам про запас останется. Ан нет… Одних только родников подмосковья, библиотеку которых я скачал у Славы Завьялова, (за что ему большущее человеческое спасибо, кстати), было уже тогда больше семисот. Сейчас — подбирается к тысяче.

На некоторое время острота проблемы уменьшилась (я приобрел другой навигатор, в котором максимальное количество маршрутных точек было увеличено до 2000. Но поскольку в велосипедные (пешие, лыжные) походы я стал ходить много и часто, и количество точек, которые хотелось бы сохранить, стало стремительно приближаться к этому рубежу. Через несколько лет проблема опять встала в полный рост.

Что делать? Как обойти ограничение максимально возможного количества пользовательских маршрутных точек, которое можно загрузить в гарминовский навигатор?

 

Часть 1. Что такое POI и с чем его едят?

Решение нашлось, и довольно быстро. Называется это решение Point Of Interest (POI). В технических характеристиках практически всех гарминовских навигаторов есть такая строчка — поддержка пользовательских точек POI. Вот это оно самое и есть.

 

POI расшифровывается как Point Of Interest (интересные точки)

В сущности, POI — это не более чем та же самая маршрутная точка, (с геодезическими координатами, названием, комментарием, и значком, которым она отображается на карте).

Но от обычной точки она довольно сильно отличается:

 

Маршрутная точка

Точка POI

Может быть создана пользователем в полевых условиях?

Да

Нет. Они создаются заблаговременно, на компьютере.

Может быть отредактирована или удалена пользователем в полевых условиях?

Да

Нет. Для редактирования сначала надо создать маршрутную точку из существующей POI. Удаление без использования компьютера невозможно.

Максимальное количество в памяти навигатора.

500-2000 (зависит от модели)

Ограничено только объемом памяти навигатора. 

Как создавать свои собственные наборы точек POI.

Начинается все, естественно, с обычного списка маршрутных точек, хранящегося в виде файла GPX. Подготовить его можно любой программой, предназначенной для работы с геоданными. В частности, бесплатными гарминовскими Mapsource и Basecamp.

 

MapSource

 

Но тут есть особенность, касающаяся символа — иконки, которой ваша точка отображается на карте. Для обычной маршрутной точки картинка выбирается из списка стандартных (или пользовательских) А для точек POI стандартных картинок не предусмотрено. Вы должны нарисовать их сами (или найти эти картинки на бескрайних просторах сети), записать в виде файла BMP на свой компьютер, и прописать для каждой вашей точки путь к этому файлу в поле LINK. Программы MapSource и BaseCamp умеют устанавливать значение этого поля сразу для множества точек.

 

WayPointProperty

 

Потом надо скачать и установить на компьютер бесплатную гарминовскую утилиту POI LOADER.
Утилита в освоении несложная. Она работает по принципу «мастера» (wizard), то есть на каждом шаге вам задают вопросы, а вы на них отвечаете.

 

POI Loader 1

 

Если скормить этой программе ваш файл GPX, то на выходе получится файл с точками POI, (он имеет расширение GPI).

На самом деле возможности программы POI Loader и формата GPI оказываются значительно более широкими. В частности, есть возможность задания параметра PROXIMITY (чтобы прибор сигнализировал звуковым сигналом при приближении к какой-нибудь точке на расстояние, меньше указанного (это имеет смысл, например, в водном туризме, для предупреждения о приближении к порогам или опасным местам на воде. Впрочем, подача звукового сигнала при приближении к неочевидному повороту тоже может оказаться полезной для многих велосипедных и пеших туристов). Чтобы этой возможностью воспользоваться, укажите желаемое расстояние в ответ на соответствущий вопрос утилиты POI LOADER, и она установит этот параметр для всех точек, которые содержатся в вашем файле.

 

POI Loader 2

 

Хотите, чтобы расстояние, на котором прозвучит сигнал о приближении, задавалось для каждой точки отдельно? Такая возможность тоже есть. Читайте справку к POI Loader. Справка существует, и даже написана на русском языке.

 

На одном из шагов утилита вас спросит, куда вы хотите этот файл поместить? Она может записать созданный вами файл сразу в навигатор (если он подключен к компьютеру), а может сохранить его в указанную вами папку на диске. (может быть, вы захотите этот файл еще и друзьям подарить?) В навигатор этот файл они запишут потом сами, любым файловым менеджером (проводником Windows, Far, TotalCommander — кто как умеет) Куда его там записывать? А в директорию d:\GARMIN\POI на любой из двух накопителей навигатора. Где больше свободного места — туда и сохраняйте.

 

POI-expl

 

Экспериментировать лучше не на встроенной памяти навигатора, а на модуле памяти микроСД. На всякий случай — если вы сделали что-то не так, и прибор перестал загружаться, то микроСДшку всегда можно просто вытащить из прибора.

 

Что дальше?

А дальше на карте вы увидите значки, вами нарисованные, а в меню «КУДА?» навигатора появится еще один пункт (под названием «Дополнения»), в котором все ваши любимые точки (например, родничков), будут доступны для поиска.

1058

1064

1144 1155

 

Кстати, для друзей — небольшой подарок. 

Список родничков Подмосковья, взятый у Славы Завьялова и дополненный (уточненный) мной, забирайте здесь, и пользуйтесь на здоровье. 

 

Часть 2. Треки, маршруты.

 

Значит, маршрутные точки в неограниченном количестве мы загружать в прибор научились. Что делать с треками?
Сначала я думал, что имея перед глазами точки неочевидных поворотов, треки можно вообще не хранить. (велосипед двигается главным образом по дорогам, по тропам, зачем там трек целиком?) Но оказалось, одних только точек иногда не хватает. Например, в моих плодово-ягодных походах за клюквой, когда идешь по петлючей болотной тропе. Ну вот не всегда эту тропу видно под ногами, она может оказаться залитой водой. Да и в велосипедных маршрутах бывают такие участки, когда неочевидные повороты и развилки следуют один за другим через каждые сотню метров (дороги ветвятся под острыми углами, важная развилка маскируется под объезд лужи, самая накатанная дорога заканчивается на рыбацкой стоянке, а та, что нужна мне — совсем незаметное ответвление от нее).
В общем, через некоторое время я все таки решил создать для своих целей библиотеку треков, и хранить ее в памяти навигатора.
Особых проблем поначалу не возникало.
Я просто стал хранить нитки всех своих пройденных маршрутов в виде сохраненных треков. Сначала было все очень удобно. При возникновении каких либо сомнений я просто заходил в список треков, и выбирал оттуда требуемый. В Гарминовских навигаторах сохраненные треки сортируются в списке по расстоянию до точки старта, то есть нужный мне трек с большой вероятностью оказывался в начале списка.

 

657

 

И все шло хорошо первые несколько лет. А потом… поскольку в велосипедные, а также пешие, и лыжные походы я стал ходить много и часто — почти каждые выходные, количество сохраненных треков тоже стало стремительно приближаться к максимально допустимому для гарминовских приборов. (для современных навигаторов — 200 треков). Вот года за четыре я это количество и набрал.

Перенос старых треков в архив ничего не дал. Теоретически в архиве можно найти трек за любую дату, но на практике это делать оказалось очень неудобно. Потому что приходится выбирать нужный трек в списке из нескольких сотен строк. Да еще если бы я помнил, трек за какую дату мне нужен. А без этого на поиск требуемого трека уходит несуразное количество времени. Вы бы, будучи участником группы, согласились ждать полтора часа, пока штурман найдет в недрах свего навигатора нужный трек? Вот и я о том же.

Оптимизация списка треков (например, удаление повторяющихся из года в год) принципиально проблему не решила. Просто потому, что мало у меня таких повторяющихся из года в год маршрутов. Все что-то новенькое хочется найти.

Попробовал хранить в виде сохраненных треков не треки целиком, а только неочевидные (например, петлючие или сильно ветвящиеся) участки треков. Не помогло. Потому что мне катание по таким «хитрым» дорожкам приносит удовольствие, и в каждом походе таких неочевидных участков получалось по несколько штук. Хотя искать нужный кусок теперь стало проще, но треков, которые бы хотелось иметь в библиотеке, меньше не стало.
Опять надо что-то придумывать.

 

Часть 3. Смартфон.

Решение нашлось неожиданно.

Почему бы не попробовать использовать в качестве хранилища геоданных смартфон?
Попробовал. Получилось.

Но для того, чтобы все получилось, потребуется не абы какой смартфон, а такой, который поддерживает функцию OTG. (Многие современные модели ее целиком и полностью поддержвают, но, к сожалению, не все. Почитайте внимательно инструкцию к своему смартфону -если поддерживает, то это где-то в спецификациях должно быть написано). Еще потребуется два кабеля — USB OTG и обычный USB (A – mini B).

 

Connection1

А дальше все просто — подключаете связкой из двух кабелей навигатор к смартфону (Оба накопителя навигатора опознаются смартфоном как внешние модули памяти), и копируете туда все, что хотите, с помощью файлового менеджера смартфона.

 

Единственная тонкость — Гарминовские навигаторы, обнаружив подключение по USB, не используют для электропитания свои батареи, переходя на питание по кабелю USB. А сможет ли смартфон обеспечить питанием навигатор? Как показывает практика, не всегда. Иногда для того, чтобы все заработало правильно, приходится применять внешний источник питания USB. (Например, PowerBank), и USB кабель Y-типа. Это уже не очень удобно.

 

Connection2

 

В крайнем случае, конечно, можно и так, но таскать с собой еще и PowerBank, и связку кабелей… Может, уж лучше сразу ноутбук захватить?

Преимущества использования смартфона очевидны — для ведения библиотеки геоданных вы можете применять те же самые программы, к которым вы привыкли на своём смартфоне. А для ОС Андроид нашлась и бесплатная софтинка, которая автоматизирует и упрощает процесс обмена данными между навигатором и смартфоном. (называется Exchanger for Garmin, доступна на PlayMarket-е). 
В общем я попробовал этот способ, использовал его с полгода. (за это время до реального подключения и к смартфону дело дошло всего один раз, а таскать с собой кабели и внешний зарядник приходилось в каждый поход) Поэтому пришлось искать решение получше.

 

Продолжение тут

 

Вот как-то так. 

 


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Смарт и повербанк небольшая нагрузка на плечи, так что их в любом случае стоит брать, даже если есть навороченный гармин. Смарт это и телефон и резервный ГПС и записная книжка. В любом случае очень полезная информация на случай если я когда-нибудь перейду на гармин. Всегда легче идти по натоптанной тропе, спасибо.

    1. Смарт и повербанк небольшая нагрузка на плечи?

      Для кого как.

      Кто-то таскает с собой в поход гитару, шахматы и книги (часы у костра коротать).

      А кто-то в походе отказывается от кружки (чай и из миски можно попить, причем ее после этого мыть не надо!) и вытряхивает перед походом монетки из кошелька, заменяя их бумажной мелочью.

      И все это ради экономии в весе рюкзака!

      1. Как же, как же. Помню в водный поход мы мясо сушили, а все потому, что наш «руководитель» до этого только в горы ходил. Тушенка все равно оказалась вкуснее). Чай из миски, это вообще забавный анекдот. Есть же вещи что в любом случае будут полезны и на чем вес лучше не экономить. А если речь о вело походе, то обычно еда покупается на местности по мере продвижения. Так что лишний килограмм туда-сюда не смертелен. Но тут у меня опыта нет, так что я может и ошибаюсь.

  2. Гусачок:

    Великолепная и очень полезная статья: всё как надо! Должно продолжать и развивать оную тему,искать более оптимальные способы решения мобильной ориентации в пространстве. Может всё же уже существуют ныне навигационные приборы,сочетающие в себе преимущества навигатора и смартфона (водонемроницаемые и защищённые энергоёмкие смартфоны с полной навигационно-картографической прошивкой)? А за подробность и обстоятельность отдельная благодарность автору!

  3. Barh:

    Я делаю много проще — свою вело-карту POI.
    Или велодневник. И периодически подкомпилиую.

    там и треки и POI

    Одна карта — один лишь файл.
    Карта прозрачная, соотв. можно отобразить поверх любой другой.
    Впрочем, кроме случаев просмотра трека это обычно и не нужно — Garmin в поиске объектов использует все карты одновременно.

    1. Можно и так. Для продвинутых прльзователей вполне разумное решение. Но не единственное. Предложенный способ, (создание своей карты) со всеми его достоинствами и недостатками, я предполагаю описать во второй части сего опуса. С техническими проблемами на работе разберусь и выгружу продолжение сюда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост