Велопоход Мценск-Белев-Калуга по верховьям Оки — BikeLifeForms
 
18 июня 20150:53

Велопоход Мценск-Белев-Калуга по верховьям Оки

Июньские праздники у велотуристов — все равно, что пасхальная или рождественская неделя у православных христиан или хадж у мусульман. Каждый уважающий себя тру-велосипедист старается именно в эти дни придумать что-то интересное и необычное, а наличие сразу трех выходных расширяет его планы относительно километража и дальности заброски…

 

От велосипедных форумов ждать особого интересного не приходится. Все больше групп жмется ближе к Москве, другие ездят одними и теми же маршрутами из года в год, и лишь совсем немногие продолжают ездить так, что при чтении их отчетов захватывает дух и дрожат коленки. Но форум их почему-то вытесняет.

 

Где-то в начале июня, когда стало ясно, что жена с крохопузом уже точно уедут в загородный коттедж, и моя помощь там особо не понадобится, я могу взять небольшой отпуск на своей основной работе, закрыть мастерскую на 4-5 дней, и махнуть на это время, как говорится, куда глаза глядят.

От Завидовских просторов и северо-западного квадрата Клин-Тверь-Старица, честно говоря, уже тошнило, да и глаз, глядя на космоснимки, никак не мог зацепить каких-либо новых интересных дорог.

Ехать в какой-либо другой район Подмосковья и смотреть убогие постройки за заборами совсем не хотелось. Красавец Осетр был катан за последние годы уже более 5 раз, причем разными берегами и разными дорогами. На Красивой Мече был уже 2 раза, Воргол посетил, а Воронежская область запланирована на август…

Угра, вроде бы, всегда манит, но ехать туда в четвертый раз, да и еще в оводо-комариный сезон в июне не особо хотелось, а леса Мещеры хороши только осенью.

Хорошую вроде бы тему подкидывал Егор с Медведицей, но слишком большие компании, честно говоря, не по мне.

 

Если уж отрываться, то по-настоящему: заброситься куда-нибудь подальше от Москвы и кататься в свое удовольствие без машин, людей, новомодных коттеджей и заборов вокруг них. Именно с таким предложением я позвонил своему старому доброму приятелю Жене, с которым хотел прокатиться вот уже как 6 год, но все никак не получалось состыковаться.

Женек был не против, но высказал пожелание финишировать по Киевской дороге, чтобы не ехать через всю Москву к своему дому на юго-западе Москвы накануне рабочего дня. Мне оно было нужно не меньше Женька, так как финиш я сам предполагал сделать на Киевской дороге, для того чтобы провести за городом несколько дней с любимой супругой и славным крохопузом.

 

План сверстали быстро сначала Тула-Калуга, затем Орел-Калуга, и только после изучения космоснимков и атласов областей стало ясно, что единственно верным и правильным решением будет Мценск-Калуга. Поддержал и сей план Дима, который недавно вернулся из своего путешествия Волго-Дон, в котором он преодолел за месяц более 2000 км дорог.

За 650 рублей нами быстро были куплены билеты на модный поезд ласточка, еще по 60 руб обошлись билеты на велосипед.

И вот прекрасным теплым летним днем мы с Женей десантируемся с поезда Мценск-Москва и неспешно собираем наши велосипеды, а через пять минут к нам подкатывает Дима, который не успел купить билет на Ласточку и приехал во Мценск двумя часами ранее, и уже успел приложиться об асфальт коленкой, не заметив какой-то бордюр.

Эти два часа для Димы были весьма кстати, ведь он вовсю занимается «викимаперством», нанося на карту различные интересные объекты.

 

Далее мы немного покрутились по городу, и закупились всеми необходимыми продуктами.

Здесь вовсю уже пошли белые грибы, и весь рынок ими просто завален. За полное ведро грибники просят всего 400 рублей. Уже спеет и земляника, но на рынке ее пока совсем мало. О всякого рода редиске, огурчиках и разного рода салатах совсем говорить нечего. Правда цены на все это не ниже московских.

Кстати, о ценах… Выезжая из Москвы, я забыл свою фирменную термо-флягу и надеялся купить какую-нибудь любую флягу во Мценске, однако на рынке за дешевую китайскую флягу с меня запросили 800 руб.! Пришлось ограничиться обычной бутылкой.

 

Довольно тихой дорогой вдоль берега реки Зуша выехали из города, и сразу перед нами предстала местная достопримечательность — Тургеневский камень.

От него открылся великолепный вид на речку Зуша:

Ну, а далее мы попали на тихие грунтовки вдоль Зуши и неспешно по ним покатили с довольно сильным встречным ветром.

Так мы ехали без людей и машин добрых 3 десятка километров. Вокруг нас открывались все новые и новые виды на холмы вокруг и березовые рощи. Голубое небо, ветер и нежаркое в этот день солнце были нашими попутчиками. Деревни, нанесенные на карту атласа «Арбалет», оказались совсем не жилыми. Редкие памятники ВОВ напоминали нам о том, какой ценой нам, русским людям, удалось отстоять эту красоту и свое право на жизнь в современном мире. Ну, а грунтовки все не кончались.

Вскоре мы наконец-то добрались до места слияния Оки с Зушей и устроили там небольшой привал с купанием и перекусом. Далее немного набрали высоты и снова покатили по грунтам.

Вскоре выехали на асфальт. Он не просто тихий, а тише чем в самом Завидово, по качеству дорог не хуже, а по видам вокруг в сто раз круче! Есть места в России годные для велосипеда!!! ФСО курит в сторонке, егеря отбиваются от комаров и оводов, а мы крутим педали в Орловской губернии.

Вскоре более чем 15-километровый асфальтовый пробег закончился, уступив место грунтам. Честно говоря, за последние 2-3 года, когда я продал свой шоссер, я несколько невзлюбил асфальтовые дороги. Слишком уж много смерти они приносят незадачливым водителям и зазевавшимся велосипедистам. Завидовские асфальты тихие, но совсем безликие, мещерские асфальты редко когда бывают на 100% пустыми, и только тут я понял, что такое асфальт, встроенный в красоту окружающего мира.

Время уже вечернее, и мы направляемся грунтами в сторону р. Ока для того, чтобы выбрать место для ночевки. Вскоре добираемся до высокого берега Оки, и нам открывается вот такой вид на заливные луга:

Далее надо искать место ночлега. У нас с Димой уже все отработано. Он примерно прикидывает квадрат местности для ночевки, а уже в этом квадрате место ночевки выбираю я. Пока парни исследовали крутой берег реки, я уже сразу приметил хорошее местечко в соснах и отправился его разведать, после чего позвонил парням на телефон.

Вот на такое место я привез ребят. Очень порадовал факт отсутствия прямого подъезда машин, а наличии дров и мангала только добавили плюс в карму данному месту. Комаров практически не наблюдалось. Вот такие фото я сделал тем спокойным летним вечером.

Ночь прошла спокойно. Спалось очень комфмортно, и сырости, несмотря на наличие рядом реки Ока, совсем не наблюдалось. Я укрывался своим легким спальником как одеялом.

Утро встретило нас отличной погодой.

Мы неспешно собрались и покатили в сторону асфальта. Через 2-3 километра достигли небольшой деревушки, затерянной в изгибах реки Ока.

 

Жизнь тут идет своим чередом и совсем неторопливо. Асфальтового подъезда к деревне нет и, видимо, никогда не будет. Нет даже и никаких заборов, а половина домов и вовсе заброшена.

Мы проехали деревню насквозь в надежде увидеть колею, идущую вдоль реки, но пришлось поворачивать назад.

И только местные жители рассказали нам, как отсюда выбраться. Место действительно, как говорится, на отшибе оказалось.

Через 5-6 километров мы выехали на основную дорогу. Это был уже не то асфальт с кучей ям, не то грейдер с вкраплениями асфальта. Вообще дороги в Тульской области — это нечто… Хотя самые плохие дороги, по мнению Димы, находятся на Тамбовщине и Пензенщине.

Покатили по дороге мимо деревень, полей и лесов в сторону Белева. Жизнь в этих краях есть и, видимо, налаживается, некоторые дома ремонтируются, некоторые отстраиваются заново, народ ездит в основном на иномарках, но разрухи, увы, здесь по-прежнему хватает.

Проехали по дороге добрых 20-25 километров со встречным ветром и устроились на небольшой привал. А перед этим догнали жителя Белева, который на своем велосипеде «Stern» вез большой рюкзак, набитый грибами, травами и ягодами из лесного массива. Он рассказал, что раньше у него был складной велосипед, который совсем никуда не ехал и только с покупкой полноценного велосипеда 26″ ему стали покорны все дороги и большие расстояния. Вот и в этот праздничный день он решил отправиться в окрестности города и набрать даров природы. Я порекомендовал ему багажник и велорюкзак. Слишком дорого, — ответил наш случайный попутчик, нажал на педали и укатил вперед, а мы остались ждать Диму, уже найдя место для привала. На привале парни допили вчерашнее вино, а Женя даже закусил настоящим оводом.

Перекусили и покатили в старинный русский город Белев, известной на весь мир производством яблочной пастилы. Асфальтовая дорога на подъезде к городу улучшилась, и мы довольно бодро катили вперед.

После небольшой горочки мы въехали в сам городок. Город живет обычной провинциальной жизнью. Несмотря на праздник 12 июня, улицы города оказались весьма пустынными, а крепкий алкоголь почему-то был запрещен к продаже. Заметил в городе большое количество машин с московскими номерами. Москва добирается и сюда.

Покрутились немного по городу, пропитались его атмосферой, купили наивкуснейшей пастилы и мармелада  и поехали крутить педали в строну р. Ока. Сперва наш путь проходил по очень живописному шоссе Белев-Калуга. Очень рекомендую данный отрезок для любителей прокатиться на шоссейных велосипедах. Дорогу недавно отремонтировали, асфальт там как зеркало, а окружающие виды не оставят равнодушными даже самых заядлых любителей покататься в лайкре по шоссе.

Проехав около 7-8 км, мы свернули в сторону р. Ока, где нашли отличное место для принятия водных процедур и стали ждать Диму, который слишком уж увлекся викимаперством в Белеве. Когда Дима приехал, откупорили бутылку пива и полезли купаться в холодные воды Оки.

После купания покатили вдоль речки.

В одном месте дорога закончилась, но я полез напролом и через 200 м вышел на новую тропу, а парни решили объехать; таким образом, я оказался чуть впереди и покатил заливными лугами дальше вдоль реки. Солнце уже было на западе, меня обдувал теплый летний ветер, голубое небо безмятежно наблюдало за жизнью на земле. В ожидании парней я залез на небольшой холм и сделал пару фотографий.

Вскоре парни настигли меня, и мы вместе въехали в весьма крупную деревню, которую оккупировали на лето приезжие дачники. Сфотографировали храм, немного поискали родник, поехали далее вдоль берега реки, для того чтобы устроиться на ночлег.

Место ночлега нашли быстро и легко. Я снова привел ребят к неплохому сосновому лесу, и мы быстро раскинули наш лагерь прямо на его опушке. Подъезда машин к этому месту, естественно, не было.

Неспешно поставили лагерь, развели костер, который распугал малочисленных комаров, и принялись за плотный ужин.

Поужинали и легли спать. Ночью над землей стелился Туман, а парни спали как убитые, и даже не слышали, как я ходил вокруг их велосипедов.

В общем на будущее с таким крепким сном надо что-то делать, ведь так можно без проблем лишиться своего имущества во время сна и невзначай обновить тему «украли» на «Веломании». Ночь оказалась более прохладной чем предыдущая, но раннее утреннее солнце нас быстро согрело.

Пока ребята неспешно собирались, я решил отфотографировать наши велосипеды.

Вот велосипед Димы. Сначала Дима катался на стальном On-One, хотя я советовал брать ему Surly или Salsa. И только через год, поняв, что чугуний не катит, Дима с моей подачи взял у одного барыги данную титановую раму всего за 10 000 руб.

На кареточном стакане там выбита надпись «made in USA». Велосипед собран на оборудовании LX 570-580, тормоза простые ободные, багажник Tubus, а система шатунов SLX. Колеса мои, с тех пор, когда я и сам катался на ободных тормозах. Проехал велосипед более 12000 км и ни разу Диму не подвел. Собирали мы его вместе в нашей мастерской.

Женя заказывал раму для своего «найнера» в компании «Рапид». Ох, и намучился он с ними, но в итоге получил то, что хотел. Колеса на втулках DT Swiss 240 катят просто замечательно, переключение стоит SRAM X9 по кругу, тормоза Avid, от которых Женя хочет избавиться, шатуны SLX. Собирал я его уже как года три назад, устроив Жене неплохой мастер-класс по сборке, после чего он уже сам копается со своей велотехникой.

Ну а вот и мой «Кадейл» 2003 года выпуска. Рама, сваренная в США, манетки Saint, шатуны SLX, передник SRAM X9, задник SLX. Педали скромные 540, но мне хватает. Вилка 2003 года, еще итальяшка Marzocchi (Мардзо́кки), в которой я просто меняю масло раз в год и не знаю никаких хлопот. Перед этим походом я немного проапгрейдил тормоза. Заменив ручки тормозов XT 785 на Saint. Модуляции сразу прибавилось, да и в целом тормоза стали поприятнее в работе.

В целом, гидравлика Shimano мне кажется просто безотказным вариантом для любого велопохода. Прокачиваются легко любой трубкой от капельницы, качать их можно за неимением правильной жидкости почти любым жидким маслом, и они будут работать. Зазоры между колодками большие, и трение роторов почти отсутствует. Надежность на уровне, а запчасти всегда есть в свободной продаже.

Механические тормоза — возможно, тоже неплохой вариант, но тросики и рубашки, как мне кажется, уже дело прошлого.

 

Но что-то я отвлекся от темы похода. После завтрака неспешно собрались и поехали вдоль берегов Оки. Иногда дорога шла через лес, а иногда прямо вдоль реки.

Так мы ехали более 10 км. Дорога шла берегом реки, но мест для купания было совсем немного. Искупались мы только около заброшенного пионерлагеря.

Далее ребята укатили вперед, а я разговорился с компанией местных рыбаков. Меня угостили копченым окуньком и даже налили 50 грамм водки, но пить я отказался. Мужики, узнав, что я из Москвы, просили передать привет Президенту Путину и заявили, что именно благодаря ему жизнь в их регионе постепенно возрождается. И правда, у нас хороший Президент, считаю я. Тепло попрощался с мужиками и поехал догонять парней. Парни уже вовсю крутили педали в сторону моста через реку Упа, но все-таки на одной из развилок решили меня подождать.

И через несколько минут мы погружаемся в холодные воды этой реки, несущие свои воды почти через все Тульскую область к Оке. Компанию на сей раз нам составила серая цапля. Помните, как в той песни у Дельфина:

Ты и Я — дети

С нами играет ветер

Льет в висок капля

Дождь — серая цапля…

Но дождь в этот жаркий июньский день совсем не собирался, посему мы сразу же приступили к водным процедурам.

После того, как мы немного остудились, поехали до ближайшей деревни на границе Суворовского района Тульской области. Тут оказалось весьма немало нежилых домов. Особенно для жилья нам приглянулся этот.

Настоящая русская архитектура начала 20-х годов. И никаких тебе новомодных новоделов и пластиковых окон.

 

В деревне оказался и небольшой магазин, который находился в здании администрации. Там мы купили мороженого, немного сладких булочек, воду, и устроились уютно в предбаннике, дабы настрелять денег на бухло у входящих в него местных жителей. (шутка, конечно)

Посидели, покумекали, но местных так и не встретили, и уехали не солоно хлебавши. Вообще раньше мы как-то всегда сторонились местных аборигенов, но в последние годы сторониться местные начинают уже нас. У моего друга Димы быстрые ноги, на ногах кроссовки, и, по его словам, если не разрулить проблему базаром, он всегда готов к потасовке. Я в свое время набирался опыта общения с местными во Владимирской области. В ход против нас тогда были брошены молоток и отвертка, но, как видите, пока живой. Вообще безопасность, конечно, важна, но самое главное и важное — самому ничего не бояться, тогда и будет всегда все пучком.

Далее колеса понесли нас в строну небольшого городка Чекалина. Ветер снова стал встречным. А у меня снова, как и предыдущие дни, поднялась температура. Вот уже полгода я живу с постоянными 37,1-37,5, а толкового ни один врач сказать мне ничего не может. Диагностика отечественных врачей сопоставима с хиромантами в 90% случаев. В России хороших врачей-диагностов просто нет. Поэтому я просто забил на все болт и занялся спортом, хожу плавать в бассейн и катаюсь на велосипеде, а о температуре потихоньку забыл, но все-таки когда вопрос касается скоростной выносливости, она дает о себе знать.

 

Перед Чекалином Ока немного расширяется и ее воды убыстряются, привлекая большое количество рыбаков.

Чекалин весьма неприхотлив к внешнему виду своих улиц и зданий. Людей на улицах совсем немного. Магазины продуктов весьма скудные по своему ассортименту, но, тем не менее, Димон нашел неплохой шотландский виски по акции — 500 руб. за 0,5 литра.

Итак, в Зуше искупались, в Оке помылись, на Упе повалялись на пляже и поплавали, и теперь нам предстояло добраться до речки с причудливым названием Жиздра, до который мы поехали тихим первоклассным асфальтом.

Вскоре въехали в Калужскую губернию и добрались до моста через Жиздру.

От моста мимо церкви поехали в национальный парк «Угра», где нам удалось занять превосходное место  для ночевки, отдыха и поглощения спиртных напитков.

Несмотря, что место было недалеко от дороги, и в целом на него мог приехать кто угодно, мы решили остаться именно там и раскинули наш лагерь. Очень душевно посидели за столиком и только лишь после часа ночи разошлись по спальным местам. Ночью пошел дождь, мне пришлось вставать и убирать велорюкзак под тент палатки, а Женьку накрывать свой гамак грязной пленкой, в которую он упаковывал велосипед перед посадкой в поезд.

Утром я нашел отличный подход к Жиздре и сразу полез купаться, пока ребята приходили в себя от вчерашнего потребления вискаря с пивом.

Димон принял накануне на грудь больше всех, и у него вылезла старая проблема — заложенность носа. Т.е. представьте себе, как это может быть… Он ест, например, колбасу, а запаха совсем не чувствует, и так во всем. Чтобы нос отложило, и можно было нормально поесть, Димка начинает то усиленно отжиматься, то прыгать, то отрабатывать приемы каратэ. В общем, заниматься всякой физической активностью. Врачи говорят, что надо делать операцию, но паре моих знакомых такая операция совсем не помогла, а мучений доставила ого-го, поэтому зачем зря себя мучить больницей, когда можно провести мастер-класс по каратэ и после этого нормально позавтракать.

К обеду мы оказались в славном селе Перемышль. Небольшое, аккуратное, красивое, уютное село, вот правда цены в «Магните» совсем не порадовали Диму, зато фотокарточки города получились неплохие.

На выезде из города прощаемся с Женей — он едет в Калугу, так в понедельник ему надо на работу, ну а нам, вольным птицам, с Димой лежит прямая дорога на реку Угра.

С юга на нас заходит большой циклон, ну а мы от него удираем.

И через пару часов добираемся до грунтовки вдоль реки Угра. Очень уважаемой и любимой представителями «оранжевого» сайта.

У самой речки решаем не ставится, все равно уже солнце почти на западе и не греет, а выбираем место на холме и начинаем вечерние приготовления ко сну и ужину.

Когда зажгли костер, то в гости к нам пожаловала лиса со своим недовольным лаем. Видимо, где-то рядом оказалась нора с лисятами. Если бы знали, то встали бы немного в другом месте. Лису мы прогнали, и отправились спать. Где-то далеко небо озаряли молнии.

Утро выдалось жарким, мы пулей собрались и поехали в сторону Угры купаться, завтракать и загорать.

Провалялись на пляже до обеда, а я даже хорошенько поспал после завтрака. Недаром говорят, что понедельник — день тяжелый. Вскоре небо стали затягивать тучи, и мы собрали вещи и поехали в сторону Товарково.

В Товарково мы хотели закупиться провизией и поехать на берег Шани или Суходрева, чтобы там продолжить наш трэш-металлический угар, однако наши планы спутал долгий противный дождь, который мы пережидали под навесом Дома культуры, потягивая местный кефир и заедая его пирожками из местной кулинарии.

Стало ясно, что погода на ближайшие пару дней начала портиться… Ну, мы взяли и вломили до платформы Сляднево. Сначала по асфальтам, затем по большакам, а в конце через замечательный лес.

На платформу приехали аж за 20 минут до прибытия поезда.

Я сошел на пл. Рассудово и через пять минут уже cтоял на пороге нашего дома и сразу взял на руки маленькую дочку и обнял милую Анечку, а Дима поехал к себе домой в Ховрино.

 

Позади осталось более 300 км дорог за 4 с половиной дня. План был выполнен сполна. Проехали полями и лесами, грунтами и большаками. Бурное веселье сменялось бесконечной медитацией, встречный ветер менялся с попутным, ночи сменяли дни, Луна сменяла Солнце, покрышки меняли покрытие, по которому надо было катить, а мы сменили шумную, бездушную Москву и скучное Подмосковье на бесконечные тихие просторы России.

 

Меняйте мир вокруг себя к лучшему, друзья, любите природу, любите свою Родину, любите велосипед и цените все то, что всем нам дает в этой жизни его величество Велотуризм! Ну, а в июле мы обязательно повторим нечто подобное.

 

мценск-калуга

Июнь 2015 года


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Powerman:

    Просто великолепный отчет, спасибо! Прямо прямая стимуляция кататься как можно дальше от Москвы.

  2. Денис:

    Привет. Сегодня прочитал отчет. Захотелось проехать по Тульский губерниям, до этого знакомство с окрестностями Тулы оставило прохладное воспоминание. Виной тому были местные жители — любители горячих напитков и сериалов НТВ. Но время идет и все меняется! Сегодня оказался в нашей братской Белоруссии, очень хочется проехать местными дорогами сидя и крутя педали на велосипеде, но пока получается смотреть эту красоту из машины. 🙁

  3. Игорь:

    Как всегда очень интересно читать, спасибо!
    План был оказался выполнен сполна — ошибка мне, кажется.

  4. Khrunov:

    Интересно, спасибо.

  5. Хочу отметить некоторые моменты.
    On-One вполне катит, просто внезапно появилась титанова рама за копейки — вот и воспользовался этим. Да, по мне она лучше, но не сильно критично чтобы. В общем, произошла не революция, а эволюция.
    Ну и про гопоту… Володя меня переоценил. Не знаю, как себя поведу. Надеюсь, не придется…
    А, ну и колбасу я стараюсь не употреблять. =)

    Кстати, вот фото-рассказ об этой поездке от меня.

  6. Дима Красавин:

    Интересно читать два разных отчёта об одной поездке. Спасибо!

  7. Максим:

    Будь счастлив на просторах земли родимой!

  8. Гоша:

    Эх пацаны — молодцом с велосипедцом !

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост