Велопоход Орел-Тула вдоль речек Ока, Зуша и Упа — BikeLifeForms

28 июня 20190:39

Велопоход Орел-Тула вдоль речек Ока, Зуша и Упа

В 2019 году день России пришелся на середину недели, но тем не менее нам удалось присоединить к празднику ещё 4 дня и отлично прокатиться от Орла до Тулы через Мценск, Одоев, Тульские засеки и Дубну. Мы искупались в 4 реках: Ока, Зуша, Снежедь (приток Зуши) и Упа. Эпичным образом мы проворонили недорогой билет до Орла на «Ласточку» всего за 500 руб. и до Орла нам пришлось добираться в обычном плацкарте, разбирая при этом велосипеды и снимая с них разнообразные сумочки.

Маршрут заранее особо не строили, положившись на интуицию, бумажные карты генштаба, пару программ в телефоне и GPS. Как показывает практика, ориентироваться на местности куда интереснее, чем ехать по заранее загруженному или нарисованному треку.

Орел встретил нас пустынными улицами и жаркой погодой. Задние багажники и неподъемного веса велоторбы уходят в прошлое, уступая место удобному байкпэкингу.

Забегая вперед, скажу, что когда велосипед загружен равномерно, ехать на нем гораздо приятнее и легче. Велосипед гораздо лучше едет в горку, можно отжигать на техничных спусках, средняя скорость в целом возрастает. Минусы тоже есть — сложно увезти с собой дыню-торпеду или арбуз в 10 кг, а также некуда положить 10 бутылок для вечерних посиделок у костра.

Орел ничем примечательным не запомнился, хотя это город первого салюта. Самое интересное началось на грунтах вдоль Оки, где нас накрыл сильнейший ливень.

Минут 20 мы ждали, когда небесная канцелярия закончит над нами свой мокрый эксперимент и поехали дальше по уже размокшим грунтам.

Мой Maxxis ikon со своими честными 2.6″ обеспечивал мне превосходный держак на слегка размокших грунтах, а вот Лешины «рейс кинги» таскало только в путь, и он показывал чудеса бобслейного слалома.

Дождь между тем то заканчивался, то моросил снова, а мы все ехали вдоль берега Оки, наслаждались свежим прохладным воздухом и тихой природой вокруг нас.

Около 16-00 встали на обед возле одинокой березы на холме в поле, совершенно не догадываясь, что нас ждёт дальше.

А дальше мы измазались почвами по самые уши, что в наши планы, естественно, не входило!

Пришлось идти пешком и тащить велосипед буквально по воздуху.

Лешин трек «наелся» грязи по самые уши.

После чего с трудом докатили велосипеды до маленькой речки, где принялись их старательно отстирывать в прямом смысле этого слова.

Леша старался особенно, ибо в такую ситуацию он попал впервые, а мне особо не привыкать, ведь осенью я провожу традиционный заезд по влажным почвам (большой правит Вадиму Волкову).

После мойки, стирки и промывки поперли дальше, отклонившись на запад от Оки. Так и ехали тихими асфальтами до самого вечера, присматривая место ночёвки.

Проехали несколько деревень, свернули на грунтовку, потом на ещё одну и нашли место в березовых посадках около поля.

Видно  было, что по грунтовке вдоль посадок почти никто не ездит, поэтому мы решились поставиться возле дороги, что в наших поездах является исключением из правил.

Тем не менее ночь прошла спокойно. Утром мы зарядили телефоны от солнечной батареи и поехали полями и перелесками дальше.

Первая же более или менее внятная грунтовка привела нас к хутору, который несмотря на удаленность от цивилизации, оказался жилым.

И даже телефон тут работал! Просто чудеса какие-то!

Прямой дороги от него далее на север не оказалось, и мы решили интересную шахматную задачу, найдя грунтовку к цивилизации немного восточнее. По ней и покатили. Редкий магазин в знойный жаркий день пришелся очень кстати.

Перекусили мороженым, заправились минеральной водой и стали терять высоту по направлению к Оке.

О боже, как же мы ждали купания в холодных водах!

Немного щебня, красивые виды на Оку и церковь, и вот мы на тихой асфальтовой дороге до Мценска.

Во Мценске, родине Тургенева, мы отыскали неплохое кафе с летней верандой, отобедали, чем Бог послал.

Закупились провиантом и взяли курс на северный берег красавицы Зуши.

По нему и поехали мимо красивейших березовых перелесков.

Казалось, что в этот вечер больше приключений нам ожидать не стоит, однако не тут-то было.

В связи с ливневым дождем накануне низины полей не успели просохнуть и мы снова вкурили с Лёшей вкуса черноземных земель.

Дорога через поле около Зуши оказалась перепехана техникой, поэтому мы двинули прямиком через посадки редьки.

Посередине поля нам попался отличный перелесок, однако у нас не было воды на ночёвку, и мы поехали на тракторных передачах дальше пахать почвы Орловского края.

Спрятав велосипеды в траве, пробрались до Зуши.

Но вместо ее чистых и голубых вод мы увидели жёлтую реку. Дожди были сильными настолько, что вся грязь с полей оказалась в реке. Тем не менее мы все равно искупались, забрались на холм и насладились красками заката.

Место для ночёвки вдали дорог и даже грунтовок нашлось очень быстро. На это раз мы поставили нашу палатку в тени дубов.

Спалось отлично, несмотря на то, что нас ранним утром разбудило стадо кабанов.

Место ночёвки оказалось очень красивым, но несмотря на это мы быстро собрались в дорогу, допили сок, закусили парой бананов и поехали дальше вдоль Зуши.

Пожалуй, это было лучшее ранее утро за многие годы дальних велопоездок: дул свежий ветерок, от полей и перелесков неслись тонкие ароматы целебных трав и лесных ягод, в воздухе веяло утренней прохладой.

Березовые перелески в это утро казались особенно милыми и родными.

Периодически мы выезжали на оперативный простор.

Катили и катили себе, наслаждаясь местностью вокруг. Ближе к 10 часам утра нас остро стал мучить вопрос утренней помывки и завтрака. Место нашлось на реке Снежедь, рядом с одноименной деревней. Кто-то заботливо выкосил дорожку к этой замечательной речке.

После купания мы, счастливые и очень довольные, снова поперли вдоль берегов Зуши. Тихие грунтовки сменил пустынный асфальт.

Вскоре дорога повернула на север, и нас ждал довольно долгий асфальтовый прогон в сторону Одоева.

Пару часов катили по совершенно пустой дороге и около 15-00 остановились на привал в березовых посадках.

Перекусили, подкачали шины, смазали парафином цепи.

И дернули снова в путь! Многие магазины на нашем пути были закрыты. Страна отмечала День России. Отмечала водкой, пивом, песнями и праздничными салютами.

Под вечер, закупившись провиантом, мы снова уходим на грунтовки.

Находим в низине родник и набираем воду.

Поднимаемся на холм и встаем в чудном месте с великолепным видом.

Солнце тем временем садится за горизонт.

Мы с Лешей абсолютно счастливы. Такой вот подарок нам сделала Родина-мать!

Ночь прошла спокойно, несмотря на поднявшийся ветер и смену погоды.

Место привала на солнце заиграло новыми красками.

Мы долго сидим, наслаждаемся тихим утром, предварительно собрав все вещи в дорогу.

Передний багажник — лучшее мое приобретение последних лет.

Леша готов в путь!

И ваш покорный слуга тоже рвется на очередные грунтовки!

Грунтовки петляют в полях и перелесках.

Иногда сбивают с пути.

Но мы всегда находим нужную дорогу, а иногда и просто направление.

Быстро едем вниз и долго карабкаемся вверх.

Соревнуемся с механизированной техникой.

И ровно к 15-00 поспеваем на обед в Одоев.

Кафе «Ромашка» приютила двоих странников.

Бывший город Одоев являет собой олицетворение современной России.

Вождизм здесь процветает.

Вид на течение реки Упа со смотровой площадки очень впечатляет:

Хочется здесь остаться, взять чего-нибудь крепкого, раздавить за неспешным разговором с местными окологопнического вида, но нам надо ехать далее в сторону тульских засек и городка Дубна.

Вместо родника здесь теперь часовня.

Грузим бурдюк с водой на руль велосипеда. 8 литров воды и 5 кг веса = 13 кг. Ничего страшного, доеду и так! Снова начинаются горочки.

Сил немного, но мы едем в седле даже в самые крутые подъемы. Ближе к 21-00 начинает смеркаться, и мы ищем место ночевки. Оно на сей раз далось нам нелегко. Где-то мы как на ладони, где-то лес такой, что не пройти и не пролезть, а где-то восточная сторона. Но нам перед самой темнотой очень повезло, место ночевки нашлось на опушке леса с западной стороны, а это значит, что утреннее солнышко нас не разбудит. Вроде бы, небольшой пятачок земли под лагерь, но спустя всего 5 минут путем использования пилы «фрискас» превратилось в отличное место для лагеря!

Утром нас ждали довольно быстрые сборы и пустынные дороги.

Ветер был попутным, и ближе к обеду мы встали на трек вдоль Упы.

И хотя день был не таким жарким, как первые дни похода, купания в реке Упа доставило нам минуты искреннего наслаждения.

После Упы, был тихий асфальт с неплохими видами и горочками до самой Тулы, но времени на фотографии не было — мы валили на вечерний поезд до Москвы. Взяв билеты на обычную электричку, мы перекусили в неплохой пиццерии, и с первыми каплями ливневого дождя заняли места в пустом вагоне.

Около часа ночи в пятницу оказались в родной и любимой Москве, получив массу новых впечатлений.

Хочу от души поблагодарить Лешу Иванова за компанию, юмор и слаженную работу в команде. Диму Ховрина на отличную идею для похода! Впереди новые выезды на наши традиционные 5-6 дней. За этот срок можно хорошо отдохнуть, сменить обстановку и вернуться к рабочим и семейным делам.

Катайтесь на велосипеде, друзья!

Искреннее ваш, Владимир Кулигин!