Сибирь 2018. Часть 7: Прибайкалье — BikeLifeForms
 
13 апреля 20191:33

Сибирь 2018. Часть 7: Прибайкалье

Иркутск. Теплый вечер выходного дня. Есть время прогуляться!

За первым же углом от помпезного вокзала начинается привычная уже мешанина времен и стилей, вкуса и безвкусицы, убранства и разрухи. А на торце одного из панельных домов красуется огромный плакат: «квартиры в Петербурге у метро за 2 с копейками лимона!» И многие сваливают, получая мрачную ячейку на 20-м этаже с видом в соседние окна, непривычной сыростью и морем обещанных возможностей.

 

(это продолжение рассказа. Начало — тут)

 

Население Восточной Сибири продолжается упорно и неотвратимо сокращаться. Страна сидит на нефтегазовой игле и почти не развивает «неприбыльные» направления. Ведь всё остальное проще завезти из Китая, тем более что он здесь совсем рядом.

А китайцам оно и надо. Они терпеливые. Пока что берут земли в аренду на 49 лет и рубят тайгу, расчищая себе места «на потом». Меньше русских – больше места.

Здесь, в Иркутске, я впервые увидел такое количество туристов из Поднебесной. Сотни их! Есть, конечно, и европейцы, но китайцев не меньше половины. Кто знает – может, они и вправду осматривают свои «заштрихованные» владения?..

Что ж, время покажет, продолжат ли власти бездействовать, а то и потакать такому «освоению». Китай, в отличие от РФ, руководствуется не быстрой выгодой, а смотрит в будущее на десятки лет. Философия у них такая. И через полвека на карте может появиться новый референдум регион АРК – Автономная Республика Китай…

Но мы верим в светлое завтра, не так ли? В дружбу и сотрудничество!

 

 

Кстати, в иркутском сетевом супермаркете «Слата» (это подобие столичных «Перекрестков») реклама дублируется не только на английском, но и на китайском.

Цены, однако, кусаются – примерно на четверть выше западнороссийских. Вот так – получается, что в Красноярске закончились не только «Магниты», но и привычный для меня уровень цен.

 

Немного я успел увидеть за этот вечер, но общее впечатление о центре города получил, и оно положительное! Есть где разгуляться, нет той красноярской тесноты. Хороша и архитектура; как сказал один из жителей – «декабристы постарались».

 

 

А вот с хостелом на этот раз не повезло. 4-ый этаж, забитая и душноватая 12-местная комната с окном вверх, розетки 220V не все работают, наволочка дырявая, простынь и пододеяльник – квадратные и короткие, а кровать настолько жесткая, что я даже постелил самонадувайку. Рядом проезжают трамваи, от которых трясет весь дом!

Что ж, мне главное – постирать, помыться и зарядить все аккумуляторы…

 

19 авг, +46 км (12:30-16:30) и +12 км (18:30-20:30).


 

Крупные города лучше осматривать в выходные. Понедельник уже не то: больше машин и будничной суеты, поэтому я, сделав небольшой «круг почета» по центру, отправляюсь на левый берег Ангары не по плотине Иркутской ГЭС – кормилицы да поилицы, а по Академическому мосту. Но я когда-нибудь вернусь!

 

Сразу за мостом сажусь на электричку, которая поднимет меня на перевал. Ехать по трассе либо частично объезжать ее нет ни желания, ни времени. Да и правильно, поскольку параллельная железке «дачная» дорога на Большой Луг – узкая, без плеча, с крутыми откосами и свежим черным асфальтом!

 

В общем, поднялся я по ЖД на 400 м и вышел в тайгу перекусить. В Иркутске +28, а здесь градуса на три холоднее – то, что надо, а вприкуску с дыней просто сказка! Сосны, лиственницы, кедрухи. И почти никаких кровососов!

 

 

Трасса размеренно огибает пологие вершины плоскогорья. Виды на них открываются нечасто; остается погрузиться в думы, предвкушая то, что ожидает дальше. А еще вслушиваться и всматриваться в тайгу, которая местами даже на этой высоте представляет собой привычный сосново-березовый лес.

 

 

Спуск начался почти перед самым Байкалом, всего километров за 5, но какой!.. Долго летишь себе под 50 км/ч, то и дело наблюдая вдалеке очертания гор в чуть сизой дымке, а за очередным поворотом вдруг появляется самый западный край Байкала – залив Култук! Это так впечатляет, что сразу понимаешь – здесь не хватит никаких красивых картинок, они не передадут весь объем, атмосферу, складки гор… Вдобавок ко всему, чудесная погода, разукрасившая небо, внесла свой вклад в мои восторженные чувства.

Первый раз – он самый яркий, и это я запомню навсегда!

Вот небольшое видео 1080p 50fps:

 

европейцы с запасом топлива на крыше петля под холмогорами

 

А внизу, у берега, расположена ЖД станция Култук так называемой Кругобайкальской железной дороги.

Этот участок Транссиба строили еще при царе, и до середины 20 века основной ход ЖД от Иркутска до Слюдянки проходил по берегу Ангары и Байкала. Но после постройки и наполнения Иркутского водохранилища пути вдоль Ангары оказались затоплены, и был проложен горный обход, этакая срезка старого маршрута, по которой и следуют почти все поезда в наше время.

Вот так отрезок путей от Слюдянки до устья Ангары стал тупиковым, приобретя больше туристическую, нежели практическую направленность. И не зря! На 80 км приходится несколько десятков туннелей, галерей и других сооружений, превращая КБЖД в памятник инженерного искусства более чем вековой давности!

 

неиспользуемая противооползневая галерея № 16

 

Чтобы хоть немного взглянуть на эту необычную ветку, я отъезжаю от поселка Култук 4 км по северному берегу озера. Далеко не везде есть тропа, и я частенько иду по насыпи пешком. Большинство туристов на Кругобайкалке именно пешие, но были и такие, кто ехал на самодельной велодрезине!

 

Перед самым закатом я нахожу укромное местечко между полотном ЖД и обрывом. Тропинка идет по другую сторону путей, и меня не видно сквозь заросли. Неудобство доставляют лишь рыбаки, иногда слишком близко подплывающие на своих моторках. Сначала я их принял за егерей и приседал в траву – мало ли что! Позже стало ясно, что это наоборот – браконьеры. Тем не менее, когда стемнело, я глушил свет фонарика на всякий случай. Купол палатки всё-таки виден с воды…

 

К полуночи рыбаки, наконец, удалились. И тут со стороны крутого склона раздается какой-то треск! На минуту я замираю… Наверно, это упало высохшее дерево – немало их поломано на склоне…

 

Штиль. Тишину периодически разбавляют слабые звуки поездов, выходящих из туннеля на главном ходу Транссиба. До него 500 м по горизонтали и 200 м по вертикали, но слышимость тут потрясающая!  До противоположного берега около 10 км, но и оттуда отчетливо доносятся отдаленный гул и гудки грузовых составов. Впрочем, всё это ничуть не напрягает и даже убаюкивает. 🙂

 

На сон грядущий надо искупаться. Совершить омовение в священном море! Вот только ближайший подход к воде метрах в ста, а то и в двухстах. Но такая мелочь меня не остановит! В свете Луны, приплясывая в шлепанцах, я скачу по шпалам голышом с полотенцем наперевес. А потом осторожно спускаюсь к вожделенной воде.

На скользких камнях, да в темноте я не рискую заходить дальше, чем по колено. А вода не такая уж и холодная в этом месте! Примерно как Азовское море в мае, около +15. Река Белая была гораздо холодней!

Да-а… Помнится, перед спуском в Култук я предусмотрительно надел ветровку, иначе продуло бы насквозь! В Иркутске жара, а у Байкала всего-то +20 – мощный холодильник делает свое дело!

А ночью холодает медленно, и безветрие дает ощутимую фору.

 

…Вылезать наверх оказывается не так просто – камешки осыпаются под шлепками, и я цепляюсь за кусты и высокую траву. «Липучки», с которыми я впервые познакомился то ли в Воронежской, то ли в Ростовской области, растут и здесь! И я получаю их порцию прямо в волосы.

 

20 авг, +11 км по Иркутску и +33 км.


 

Где-то в 7 утра по КБЖД прополз пригородный на Слюдянку – это единственное, что фигурирует в официальном расписании. Затем пошла движуха на восток! Рабочий поезд, тепловоз с двумя вагонами, дрезина с туристами. А ближе к полудню прошел ТЭМ2, тянущий 8-вагонную электричку «Иркутск-Байкал» с занавесками и торчащими из окон айфонами.

Интервалы между поездами большие: на отрезок 85 км имеется лишь 2-3 разъезда, а скорости тут совсем невелики.

 

красота ж! и палатку не видно

 

Самое глубокое, самое прозрачное, самое уникальное… Сколько еще эпитетов «самое» можно применить к этому огромному озеру-морю! Если в Байкале утопить всё человечество, то уровень поднимется всего на несколько сантиметров. Но делать этого не стоит – вода испортится 🙂

 

там, наверху, Транссиб выходит из туннеля гуляю пешком по берегу

 

А уровень Байкала всё равно зарегулирован. Как ни странно это звучит, но озеро является частью Иркутского водохранилища! Ну, по крайней мере, верхний слой воды глубиной около метра.

 

И еще одно видео, с места ночевки:

 

 

А теперь – о поломках…

За беспечную тряску по насыпи я всё-таки заплатил. Будучи еще на относительно ровной дороге, я услышал какой-то необычный звук, но не придал ему значения и попер по каменистой тропе. А ведь то треснула спица в заднем колесе! За считанные минуты (если не секунды) я получил «восьмерку», а заодно и остался без заднего тормоза. И с этим придется как-то ехать до Улан-Удэ… (в итоге доехал, а восьмерка больше не стала)

 

ага, еще ходить по путям запрещено ;) станция Култук КБЖД

 

За Слюдянкой (где есть веломагазин, но нет мастерской) трасса делает крутые повороты, и местами нет обочины. Смотреть при этом нечего, водную гладь Байкала не видно за неказистым лесом, но электричка ушла. Покумекав с картами, решаю утром проброситься ~45 км до Выдрино, а дальше – разрыв: электричек нет на протяжении 100 км.

 

движение по Транссибу не терпит проволочек бурундучок Ероша =) На пик Черского схожу как-нибудь потом похоже, что взрывали скалы при строительстве дороги

 

21 авг, +54 км (13-21ч).


 

Найти уединенное и тихое местечко для палатки на южном берегу Байкала – задача не из легких. И Транссиб, и автотрасса почти везде идут близко к берегу; а места, где суша выдается плоским мысом, обычно заняты поселками, турбазами, устьями рек и болотами.

 

лес южного берега Байкала

 

Мне пришлось расположиться в прибрежном лиственном лесу между детским лагерем, базой отдыха и дельтой реки Утулик. Под высоченными, сажеными в линию тополями кроется невысокая поросль ольхи, а поодаль, у реки, растут большущие вязы! Поначалу я диву даюсь, что такое возможно в этом климате. И, что характерно, у Байкала нет американских кленов!

 

 

Ночью я заснул под мерный шум речных потоков, а утром стало слышно поезда и лагерь. А ведь всего-то сменился ветерок!

 

речной аллювий. Здесь это камни и булыжники

 

…Восточнее поселка Утулик находится небольшой городок Байкальск. Несколько лет назад тут был остановлен ЦБК, сливавший в озеро неочищенные стоки. Шумиха вокруг комбината разыгралась нешуточная, и судьба главного загрязнителя Байкала была предрешена. При этом половина жителей моногородка осталась без работы на неопределенный срок, расхлебывая былую недальновидность советских властей.

Проезжая мимо на электричке, я разглядел только дымовые трубы, торчащие за деревьями…

 

made in Долг0па! жесть как она есть "пошли быстрей, ***, че стоите?" А минут через 5 состав тронулся

 

И снова трасса. Трафик к вечеру сходит на нет. Пустая дорога, ветер в спину и лес с обеих сторон. Так можно ехать весь день, и лишь временами однообразие разбавляют реки, селения, вид на горы или на кусочек озера.

 

горная река Снежная в межень. Представьте это место в половодье проезжал р. Куркавка, Куркавочная, Курковочная... а это Аносовка

 

Вроде бы едешь по берегу Байкала, но его не видно. Но влажность высокая, поэтому при +20 качу раздетым – кажется, что теплее.

 

22 авг, +5 км до станции Утулик и +52 км (16:30-20:30).


 

Ночевать ушел в предгорную тайгу, больше было некуда. Зато наелся черники и набрал питьевую воду прямо из реки! Высокие кедрухи (так я называю Pínus sibírica) стволами и ветками больше на ёлки похожи, а иголки мягкие, и они длиннее, чем у сосны обыкновенной. Пахнут по-особому, но все-таки сосны обычные мне и по виду, и по аромату милее всех!

 

кедрухи в основном растут в горах, но изредка спускаются к Байкалу

 

Выезжаю поздно. Когда вокруг всё настолько ново, то хочется побыть в таких местах подольше, чтобы частичка осталась в памяти. С трассы это не увидишь, не почувствуешь, а деваться от нее пока некуда.

Но я не жалуюсь. Сколько дней подряд мне так везло с погодой!

Везение, конечно, не вечно. И вот с запада надвигаются тучи. Сильный ветер, гонящий меня вперед, указывает на приближение дождя. Прогнозы, однако, рисовали его на завтра, но погода на Байкале не всегда предсказуемая.

 

строительство спрямления трассы

 

Дождь настигает меня в городке Бабушкин, и я зависаю там часа на два.

Сажусь под навесом на пустом базаре. Напротив выпивают два железнодорожника, один из них из Северобайкальска, но судьба занесла сюда. Как только они ушли на свой поезд, приходит другой мужик. Работает в Иркутском водоканале, а здесь у тещи отдыхает. «Так отдохнул, что сердце прихватило! Полгода не пил, а тут ушел в запой». И заводит он со мной разговор с элементами исповеди.

Вдруг подъезжает авто, из которого выходит строгого вида женщина: «Быстро в машину!» – «Что-оо… ээ…» – «Бы-ыстро в маши-ину!» – угрожающе повторяет «теща».

 

полезная вещь - ставни Бабушкин городок

 

Уже темнеет, а мелкий дождь всё не кончается. Надо ехать, будь что будет…

 

…Место я выбирал при свете фонаря кое-как, отъехав от трассы полкилометра по тропе. Какая-то трава источала сильный запах. Если бы я знал, что это багульник, то нашел бы другую поляну. Однако дурман на меня никак не повлиял. Может быть, из-за влажности? Хорошо хоть, что я в чай не стал добавлять эти ядовитые листики…

 

23 авг, +63 км (14-20:30), итого около 3000 км.


 

Сжалились надо мной дожди – вечером дали мне «окно» поставить палатку, а на следующий день – собраться, не замочив вещей. Хвала небу!

 

багульник - вот что источало вездесущий запах!

 

Утром 24-го даже птички запели! Но, несмотря на это, мой ДР выдался типично осенним и моросящим, как и в прошлом году на Волге у Ржева… Похоже, лето на Байкале подошло к концу. Но оно и так продержалось дольше обычного!

Впрочем, для меня лето еще не заканчивается. Через три дня поезд перенесет меня туда, где должно быть теплее…

 

один из участков ремонта трассы по-русски на несколько км. Моя "восьмерка" на заднем колесе выдержала

 

…Горы стали отступать от берега, и по сторонам трассы раскинулись болотистые места с мелкими соснами – встать было бы совсем негде.

Еще немного, и дорога повернет к Селенге. Надо попрощаться с Байкалом, и я сворачиваю к популярному среди туристов заливу Посольский Сор.

Благодаря мелководности вода в заливе довольно теплая, но из-за шторма она кишит песком – какое уж тут купание… Что ж, когда-нибудь я вернусь к великому озеру!

 

 

Дождик то стихает, то занимается вновь. От фур летит водяная пыль… Нафиг такое удовольствие! Дожидаюсь электричку и делаю бросок 90 км в сторону Улан-Удэ. В итоге на пригородных я наездил уже около 1000 км…

24 авг, +55 и +3 км (12-18 и 20-20:30).


 

Небо так и осталось плотно затянуто тучами, но здесь, под защитой хребтов, дожди иссякли, и моя снаряга успела высохнуть. Это радует, ибо ближайшие две ночи я проведу в поезде.

 

те же березы, осины и сосны. Но климат иной пасмурная Селенга / Сэлэнгэ сосностепь

 

Столица Бурятии встречает меня серо и пасмурно, но все-таки тепло. Это еще не осень!

Ремонт заднего колеса откладываю на потом – хочется спокойно прокатиться по центру, пока есть время до поезда.

 

 

25 авг, +43 км (11-16:30).


 

…Мне досталось бурятское купе – две весьма милых девушки и родственник одной из них Алдар (возможно, отец). В общем, хорошая компания 🙂 Лучшая еда для них – это мясо. На тех, кто не согласен, Алдар смотрит с легкой усмешкой и откровенной жалостью. В Улан-Удэ я уже отведал часть блюд бурятской кухни – шулэн и позы, да еще и курник захватил с собой. И вот меня опять угощают мясом! В этом плане Бурятия не сильно отстает от Монголии, которую иногда называют адом для вегетарианцев.

 

ч0ткий пацан на станции Петровский Завод. Пишут, что Петровск-Забайкальский живет по своим "законам"

 

Где-то в конце первой, полубессонной ночи мы проехали Читу. А днем – Нерчинск и Чернышевск. «По диким степям Забайкалья, где золото роют в горах…» В этих суровых и живописных холмогорах живут либо избранные, либо отрешенные. Местами здесь небезопасно, но это настоящая, ядреная Сибирь во всей красе!

 

р. Куэнга, приток Шилки

 

В следующий раз я хотел бы познакомиться с этими краями поближе, а пока довольствуюсь видами из окна. Хорошо, что вагон старый, и окна в нем можно открыть!

За Чернышевском степи быстро переходят в тайгу, и плотность населения резко сокращается. Это самый глухой участок Транссиба: между поселками иной раз более 100 км. «Бог создал Сочи, а дьявол – Могочу!» Вот где медведям дышится легко…

 

где-то у Могочи...

 

Теплый выдался денек, но осень здесь уже вступила в свои права. А завтра днем я приеду в лето, откуда и дует этот теплый ветерок.

…Прильнув к окну, я пытаюсь уловить очертания сопок в таинственной дымке полнолуния. Где-то здесь, на очередном лихом изгибе полотна мы пересекаем границу Амурской области, и я, наконец, проваливаюсь в сон…


 

<= ч.2  ч.3  ч.4  ч.5  ч.6  |  ПРОДОЛЖЕНИЕ: Приамурье =>

 

Дмитрий Ховрин

 


remont_velosipedov

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост