Орловско-Тульское поречье 2016: начало — BikeLifeForms

19 ноября 20162:20

Орловско-Тульское поречье 2016: начало

Уже не раз были катаны Осётр и Красивая Меча, а в прошедшем 2015 году мы весьма успешно прокатились вдоль верхнего течения Оки и ее притоков – Зуши и Угры. И вот мы с Володей продолжаем наш июньский обычай, и нас снова ждут лесостепные реки к югу от Столицы – благодатные места почти без кровососов.

А вот жителям Северной столицы не позавидуешь: в это время город со всех сторон окружен комарами, особенно с юга, где расположены обширные болота. Одно лишь утешение: «белые» ночи. Они романтичны, но мешают спать…

Ну, а чтобы наш сон не пострадал, на этой раз выбираем не утренний поезд, а дневной (однако я все равно умудрился недоспать).

мск-орел

На прогулку по Орлу времени нет, поскольку сразу пересаживаемся на ЭР2-К-1200 и едем еще час в сторону Курска до станции Змиёвка. Таков мой хитрый план.

На самом деле, всё просто. От Змиёвки рукой подать до речки Неручь, притока вышеозначенной Зуши. Вообще-то изначально хотелось стартовать от Глазуновки или даже Малоархангельска, близ которых речка берет свое начало. Но самые верховья, как правило, скучноваты, да и зачем нам лишние 40-50 минут в душной электричке? Лучше провести их в седле, тем более что точка первого привала намечена заранее.

Итак, мы в Орловщине, в Свердловском уезде, центром которого является, как ни странно, ПГТ Змиёвка. Поселок небольшой (6 тыс.жит.), но имеются памятники циничному прозаику Лескову и лиричному поэту полу-еврею Фету (Фёт, Foeth). Которые, впрочем, жили не здесь, а в окрестностях.

Все фотки можно увеличить нажатием (удобно с ПК).

Лесков Н. С.

Перед выкатом на оперативный простор Володя покупает минералку из брянских Клинцов. На бутылке изображен лось, и воистину – Вова разогнался и проскочил известный лишь мне поворот. Стою, значит, жду. Но время не теряю – переодеваюсь: дневная жара еще не спала.

Ненадолго выезжаем на шоссе, где я получаю настоящий подарок: пусть и оцветающие, но все еще пахучие робинии лжеакации в лесополосе! Надо же… До ВДНХ, где они уже оцвели, отсюда 360 км на север по прямой. Я думал – всё, до следующего года. Но нет!

Вдоволь нанюхавшись, кручу вдогонку, и мы заворачиваем к плотине Неручанского вдхр. Позади нас дорогу перебегает лиса.

Водохранилище – сильно сказано, но пруд весьма длинный, и вмещает почти 7 млн. кубов. Купаться нам как бы рановато, но полюбоваться – в самый раз.

Неручанское вдхр. храм Михаила

Дальше – больше. Совершенно пустой асфальтовый проселок, приятный теплый вечер, молодые сосенки и растущая Луна над речной долиной, позолоченной опускающимся солнцем – вот формула счастья велотуриста!

сосенки у пустой дорогипойма реки Неручь

На окраине села Богодухово я снова ощущаю сладкий дух соцветий лжеакации! Всего-то одно невысокое деревце, а создает настроение. «Фанатская тема!» – на футбольный манер повторяет мои слова Володя. Да, вечер определенно удался!

Уходим на грунты. На очередном вираже мы ловим не просто сладкий, а приторный запах – это цветут лохи! Удивительно, но кем-то посаженные, эти завсегдатаи сухих южных степей прижились и здесь.

лохи! цветущие

Небольшая пешка по распаханному полю вносит разнообразие в наш путь.

И вновь золотится пшеница, зеленое море пшеницы…

пшеница, поле золотится

колосья злаков, поле на закате

Перед каждой поездкой, изучая различные карты, я ищу родники. И вот, одна из «народных» карт показывает первый источник совсем незадолго до привала, что очень удобно.

Однако грунтовка, так хорошо видимая на космоснимке, на деле давно заросла! Но интересно же – есть ли там вообще родник? Кидаем в траве байки и, засучив штаны, в босоножках шагаем по траве.

Ага! Слышен приглушенный шум воды. Вот только тропинки-то и нету, а склон дюже крутой и порос крапивой. Местные жители здесь явно редкие гости…

Выбора нет. Пожалев, что мы оставили фонари вместе с велами, Володя отважно лезет вниз. С помощью матюков и четверенек он-таки добывает холодную, чистую воду, струящуюся из-под земли. – Мы будем жить!..

17 июня, +39 км (18-22ч), ЗМИЁВКА ~ Васильевка ~ Городище ~ ур. Петровский.

И несколько слов от Володи как равноправного соучастника:

«Традиции надо чтить! И, согласно этому правилу, на каждые июньские праздники мы стараемся выбраться в велопоход вместе с Димой.» (Правда, на этот раз получилось позже «июньских».)

«Полдня, потраченные в поезде, не прошли впустую! Благодатная Орловская Земля встретила нас отличной погодой, и маршрут, который подготовил Дима заранее, с первых его километров совсем не разочаровал нас. Немного асфальта, и вот мы уже на грунтах катим вдоль реки. Неручь восхитительна, совершенно безлюдна и изумительно красива. Иногда кажется, что грунтовка вот-вот закончится, но снова берет начало за очередным логом. Здесь, почти что в 400 км от шумных дорог и стеклянных офисов Москвы, жизнь течет совсем по-другому. С каждым метром мы скидываем напряжение и грязь большого города, и мчим наши велосипеды в сторону неизведанного.»

День второй

«День начался так себе. Причиной тому стало разливное пиво. Голова гудела, и где-то в ее глубинах летали вертолеты, но вкручивание, да еще по тяжелым грунтам, быстро приводит в чувство.» — Володя

Ночевали мы в редкой березовой роще (что так любит Володя) на границе районов (а это нравится мне). До ближайшего селения, где хоть кто-то живет, – несколько верст. Тишь да глушь, только ветер и птицы. Эх, хорошо!..

привал-ночевка №1, среди берез

Только вот из этой глуши что-то дорог не видать. Что ж, пшеничная колея куда-то да выведет.

поле пшеницы в долине р. Неручь

Все поля засеяны, дабы извлечь выгоду из чернозема, пусть и выщелоченного и оподзоленного.

Мы так упарились продираться сквозь эти поля под полуденным солнцем, что у первого же села устраиваем отдыхалку на р. Неручь. Обнаруженный рядом родник пришелся очень кстати.

Жиденькая ива дает лишь полутень, но нам хватает и этого.

«Неручь настолько дика и безлюдна, что найти место для купания в ней нелегко! Однако судьба благоволит нам и мы пару часов купаемся, обедаем и просто отдыхаем. Красота!»

Неручь

Продолжаем путь вдоль течения Неручи.

поля-луга-дороги заорловские шиповник долина реки Неручь близ п. Залегощь

В «Магните» поселка с необычным названием Залегощь покупаем необычное, но правильное мороженое!

правильное мороженое без лишних ВЕЩЕСТВ

Всего за час небо затянуло тучами, и мы решаем до Новосиля ехать по шоссе. Жаль, что место слияния Неручи и Зуши останется в стороне. Такова воля погоды.

Новосиль населяет чуть более 3 тыс. жителей – он даже меньше, чем ПГТ Залегощь. Но сохраняет статус города – возможно, в дань памяти древнему «граду на острожной горе». Смотреть в городке особо нечего, зато вокруг него множество природных красот.

храм и ЦДК

И снова асфальт, но пустой и с живописными видами. Нам пока везет – дождей нет.

пустое шоссе. Пока сухо .

«Под вечер градус поездки поднимается: места все красивее, а дороги – интереснее. Небольшой дождик добавил разнообразия, а полная Луна на сером небе – мистицизма.»

За селом Голунь съезжаем на проселок. А тучи сгущаются, и начинают сверкать молнии! Пристать бы где…

купаемся на ночь

Искупавшись в Зуше, лезем на высокий берег и видим впереди сосновую лесополосу над оврагом. Вот-вот ливанет, нельзя терять ни минуты, однако Володе не нравится соседство деревни в прямой видимости от нас. Ну и что? ведь она на том берегу, до нее почти километр, и мы ее не проезжали. Ладно, забираемся поглубже вдоль края полосы. Наметанным взглядом я быстро выбираю место, но Володя в этом плане перфекционист. Наконец, ставим палатку под уже начавшимся дождиком, который, впрочем, вскоре прекратился.

18 июня, +69 км (10:30-21), ур. Петровский ~ Красное ~ ЗАЛЕГОЩЬ ~ НОВОСИЛЬ ~ Пруды ~ Голунь ~ Подъяковлево, итого 108 км.

Я.Фотки.

День третий: Красивая Зуша

На подходе сезон отпусков.

Кто-то грезит тропическим раем

и заморский курорт выбирает,

погружаясь в пучину долгов…

Мне такое желание косно;

даже если морозит февраль,

наши вечнозеленые сосны

краше всяких диковинных пальм!

Пощадил нас дождь, пролившись ночью где-то на западе. А с утра небо подернулось дымкой. Нас это не смущает – мы кашеварим на костерке между сосен.

привал-ночевка №2, сосновый пригорок

поля-луга-перелески орловщины

…Грунтовка, спустившись в пойму, повела по кромке берега. Впереди – длинные грязные лужи глубиной по втулки. Обойти проблематично: с одной стороны – река, с другой – крутой склон. Да ну нафиг, говорю. Чуть ранее была заметна колея в горку – стало быть, можно объехать по верху. В итоге Вова форсировал напролом, а я – в обход. Зато какие сверху виды!

долина р. Зуша долина р. Зуша

Вниз – и снова вверх.

долина р. Зуша

И все же тучи не выдержали и потекли. А мы слегка сбились с пути; по тропе спускаемся к ручью, через который перекинуты мостки из досок. Купаюсь в этом ручье, после чего дождь усиливается, и мы укрываемся стволом большой ивы.

переждали дождь

Ждать пришлось полтора часа. Жуем вчерашние пирожки и смотрим карты. Впереди – Гагаринский Хутор: сразу за ручьем начинается чей-то задний двор! РФ – не USA… Но попытки найти открытый выход, выезд, да хоть лазейку вовне успеха не возымели. Володя кличет хозяев, чтобы отворили ворота, а я брожу в босоножках по теплой пушистой траве-конюшине (clover), влажной после прошедшего дождя. Хозяева же оказываются на редкость отзывчивыми людьми с приятной внешностью…

внезапно - задний двор. РФ - не США

Володя дивится, как это я умудряюсь гонять на полусликах по скользким грунтам, да еще в «пляжных» шлепанцах? Ну, как-никак, а при этом кроссовки лежат сухие и носки остаются чистые.

Мокрый асфальт за хутором вдруг сменяется насыпным большаком, коэффициент фильтрации которого нас радует. Как, впрочем, и долина Зуши – только успевай нажимать на спуск!

поля-луга-перелески орловщины

Володя говорит, что этот наш маршрут войдет в историю велодвижения – настолько он живописен. Даже если так, то вряд ли он затмит популярные берега Красивой Мечи. Да и зачем?..

сосна придорожная

Иногда поражаешься, почему Орловщина, с ее благоприятными почвенно-климатическими условиями, так редко заселена? Не хватает крупных рек? Как бы то ни было, а для нас, велотуристов из мегаполиса, это только благо.

поля-луга-перелески орловщины

Погода остается серой, но мощности облаков явно недостаточно для выпадения осадков. А после вчерашней жары прохлада очень кстати.

поля-луга-перелески орловщины пшеница и берёзы

Внутри излучины реки притаилась пара домиков. Володе так понравился этот тихий деревенский пейзаж, что он воскликнул: «эх, вот бы поселиться здесь!..»

поля-луга-перелески орловщины берег Зуши

А ведь один сетевой деятель под ником Zidar так и поступил. Взял и уехал из Москвы в Новосильский район, в экопоселение. Вместе с подругой воздвиг необычный дом в форме «геодезического купола». Но через год-другой им стало скучно – взяли и свалили в Словению.

Что ж, не каждому дано быть web-программистом. Надо же кому-то велосипеды чинить. А кому-то и компы…

…Снова забираемся на высокий берег. Грунтовая колея ведет нас мимо старых сосновых посадок. Мне не хватило совсем немножко, чтобы осилить крутой подъем на передаче 1-1. «Ага, фэйл!» — дразнит Вова снизу. А я стою и не могу надышаться таким непривычным и восхитительным сочетанием ароматов прелого чернозема и влажной сосновой хвои! А наверху к этому добавляется и пшеница. Да, места тут воистину притягательные!

сосново-земляной запах не передать!..

«Зуша красива, Зуша великолепна. С первого знакомства в 2015 году хочется снова обнять колесами велосипеда эту речку, и мы обнимаем ее. Она, как красивая девушка, немного стесняется и жмет свои берега к пушистым рощам, за которыми раскидываются бескрайние поля и луга.»

поля-луга-перелески орловщины

Проезжаем деревню Новомалиново, посреди которой высятся две 3-этажные хрущевки. На первый взгляд, здорово бы поселиться в одной из них и жить с «городскими» удобствами в этой прекрасной глуши, вдали от урбанистической пропаганды… Но, опять же, не всем дано быть колхозником работать в Сети, да и ловит тут ее неважно. И – мало ли, какой контингент живет в тех стенах…

Между тем приходит время обеда. И, как будто по заказу, мы видим удобный подход к воде. Для меня он идеален! Не песок и не глина, а чистая утоптанная трава.

прекрасный подход к воде!

Что-что, а кушать Вова любит не меньше чем купаться. Посему мы разводим костер и сидим у него добрых 2 часа.

обед на берегу Зуши

Проходит краткий дождик. «А может, останемся здесь?» — то ли в шутку, то ль всерьез спрашивает Володя. Но нет, меня влечет дальше, ведь солнце еще высоко, пусть и скрыто покровом туч.

поля-луга-перелески орловщины

Село Корсаково с населением 1500 душ является, за неимением большего, райцентром крайнего северо-востока Орловской области.

Одна из блудных душ – дымчатый кот с потрепанными ушами, напоминающий манула, словно недоумевает – что мы забыли в этой дыре?..

это не манул

Но основная часть села остается в стороне от главной дороги. Наша задача – набрать воды в роднике напротив остатков старинного строения (пишут, что это была печь для обжига кирпича).

бывшая печь

А небо-то темнеет. И становится ощутимо прохладно, градусов 18. Нас настигает туча, и не видно ей конца…

поля-луга-перелески орловщины

По раздолбанной дороге мы вторгаемся в Тульскую область.

орловско-тульская граница

Скорее всего, эту гонку нам не выиграть, но, тем не менее, я рискнул срезать колдобины и поселок Красный Путь по грунтам, вдохновившись далекими отблесками предзакатного солнца. Где-то там, под лучезарным ореолом, не спеша ползет КамАЗ…

предзакатные поля

И вот с небес летит расплата. Я достаю бывалый плащ-пакет, а у Володи ничего и нет – придется мокнуть до заката…

Медленно усиливаясь, ливень окропляет сухую корку чернозема. Мне вспоминается крымский Каралар, но здешняя земля далеко не такая липкая: проходит 5 минут, 10, а колеса все еще крутятся и даже цепляются за поверхность. Но к концу «срезки» нам все-таки неслабо намотало на покрышки, и при выезде на мокрый асфальт Володя резко падает на малой скорости. Мокрый, испачканный, в сумерках под непрекращающимся дождем он получает ушиб и стертую до крови кожу… Мне остается лишь сочувствовать.

Радует хотя бы то, что межрайонное шоссе Р-147, кусок которого мы и срезали, оказывается почти пустым. Не мудрено: покрытие здесь не намного лучше, чем на той дороге – заплаты, ямы и колдобины…

Через 800 м я вижу грунтовый съезд в лесок над боковым «отростком» балки и предлагаю ночевать там, ибо дальше к реке – чисто поле и куст деревень.

Хорошо, что грунтовка туда ведет по траве – почистим колеса. И вдруг из-за края тучи выглядывает наша родная заходящая звезда, окрасив северо-запад неистово-багряным заревом.

«Впервые в жизни вижу такое!» – радостно восклицает Володя, и, забыв обо всех невзгодах, просит меня запечатлеть это чудо. Делаю я это камерой смартфона – дождь всё льёт, а «соньку» жалко…

красное небо сквозь дождь ...

Дальше последовали непростой выбор места и установка палатки под дождем методом «изнутри» (сначала крыша). Но мы довольны! Особенно Володя, получивший настоящий подарок небес…

19 июня, +48 км (10:30-21), Ракзино ~ Мельничная Слобода ~ Головкино ~ Малиново ~ КОРСАКОВО ~ Красный Путь, итого 156 км.